7216

40 дней после трагедии

В Астане в среду, 25 января, почтили память погибших во время беспорядков в Жанаозене и Шетпе Мангистауской области: прошло 40 дней со дня трагедии.

В мечеть Садуакаса Гылмани, что напротив одного из столичных рынков, пригласили депутатов, сотрудников международных организаций, членов всех зарегистрированных и незарегистрированных партий. А в ресторан - только тех, кто внес две тысячи тенге на общий стол. В итоге жанаозенская тема собрала вокруг себя только отверженных властью представителей фонда развития парламентаризма, не прошедших в мажилис членов ОСДП, не признающих своим лидером Алтыншаш Джаганову руханиятовцев и членов абдильдинской компартии (КПК).
Как ни старались служители Аллаха оставаться нейтральными к политике, у них это не получилось. Они умоляли главную активистку Зауреш БАТТАЛОВУ побыстрее угомониться, чтобы приступить к чтению Корана. Позже общественникам выделили скромное боковое помещение, однако сотню человек мог вместить только центральный большой зал. Но он, как уверяли имамы, только для читающих намаз. Активисты решительно направились в центр. Священнослужители закрыли двери прямо перед ними.
- Перед Аллахом все равны! Вы - продавшие свою душу и религию!.. А-а, понятно, это нуротановская мечеть и нуротановский имам! - кричали общественники.
- Да, я нуротановский имам! - гордо заявил проповедник и уже примирительно продолжил: - Мы же не отказываемся читать молитву, мы все сделаем... Только прошу в эту комнату, специально предназначенную для чтения Корана!

Привыкшие и не к таким отказам активисты встали на колени, требуя прочесть молитву прямо здесь, в коридоре мечети, нарушив все традиции разделения помещения для мужчин и женщин. Молда махнул рукой и покорился. Он нервно упомянул все 16 фамилий погибших в Жанаозене и Шетпе по списку, который ему подложили на колено, причем ни разу не произнеся названия ставших печально известными городка и поселка. В конце молитвы имам облегченно заметил, что садака можно оставить в ящике перед дверью...
- Мы с имамом договорились обо всем две недели назад: прочитать Коран в общем зале, - рассказывает Батталова. - Даже в центральной мечети “Нур Астана” мы спокойно проводили свои мероприятия! Я думаю, это показатель того, что даже мечети сегодня несвободны! Сейчас имам даже не смог сказать, что усопшие были жанаозенцами.
Зато на поминальном обеде молда разошелся - и о шестнадцати погибших слово замолвил, и кровопролитные события расписал в красках. Меню поминок было сытным: сладости, лепешки и бешбармак. Присутствовавшие расселись по интересам. Зауреш Батталова - с женщинами. Незадачливые партийцы -
вместе. Кстати, от партии “Адилет” присутствовал только Уалихан КАЙСАРОВ.
- Максут НАРИКБАЕВ сейчас в Алматы, поправляет свое здоровье, честно говорю. А я сегодня здесь просто как гражданин Кайсаров, а не как заместитель партии, - пояснил Кайсаров.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее