Сказав А, не будь Б…
В последние дни уходящего года в Лермонтовском театре давали премьеру. “Жизнь прекрасна, - кричал главный герой, - я читал об этом в “Известиях”, наверное, скоро дадут опровержение”...
Словом, “Самоубийца” Эрдмана оказался на редкость актуальным.
Действительно, бывает же так: работы нет, теща пилит, настроение на нуле, перспективы сомнительные… Жена решает, что муж пошел то ли стреляться, то ли вешаться, и поднимает в коммуналке переполох. И к Подсекальникову начинается форменное паломничество: деятели культуры, религии, сельского хозяйства и рядовые гражданки буквально осаждают его. Все доказывают, что умереть просто так - мещанство, что самоубийство должно совершаться во имя светлых идей.
В главном герое появляется деловитость. Даже некоторым величием веет от фигуры неудачника, ведь он нужен обществу и страстным дамам. Последние, прижимаясь к нему, требуют умереть за любовь и не за что иное. Максимального накала страсти достигнут, когда Подсекальникова соберутся хоронить и прощальная речь превратится в битву лозунгов и предсмертных записок. Идеологический фарс на сцене Русского театра им. Лермонтова в Алматы ставил одиозный Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. И художественный руководитель театра Рубен АНДРИАСЯН заранее знал, что коллега не упустит возможности художественно похулиганить.
- Выбор на эту пьесу пал почти случайно, вы долго искали материал с режиссером Преображенским, потом взяли “Самоубийцу”, потом Преображенский чуть не передумал, но вы настояли...
- Ну да, по принципу: сказав “А”, не будь “Б...”, - смеется художественный руководитель театра Рубен Андриасян. - Дело в том, что такое может происходить в любом месте и в любое время. Достаточно посмотреть, как оголтелые политики лезут во власть что в России, что в Египте, что в любой другой части света. Маленький человек кому-то нужен только в корыстных целях. Вот что злободневно.
- Получается, спектакль о политике?
- О сущности человека. В советское время театр действительно был трибуной, с которой можно было говорить о том, что не пропускалось цензурой ни в кино, ни в газеты. Потом журналистам стало можно все, и тут вас трудно обогнать. Тогда театры вспомнили, что есть и другое предназначение - исследовать жизнь человеческого духа. У нас нет инструментов, чтобы пресечь коррупцию, но мы можем показать, что это стыдно. Коррупция существует во всем мире, но у нас она считается доблестью. Все потому, что в нашем обществе низок культурный, нравственный уровень.
- Вы всерьез уверены, что если чиновников десять раз сводить на Шекспира, то они будут меньше брать взяток?
- Хотя бы будут прятаться... Я понимаю, что слово “совесть” сейчас непопулярно. Но вспомните, что мы кричим, когда нам действительно сделали больно или задели? Мы кричим: “У тебя совесть есть?”. Потому что именно совесть каждого конкретного человека в ответе за конкретные вещи, происходящие с нами. Например, в той ситуации, которая сложилась в Жанаозене, - я вижу корень зла в обычной человеческой жадности тех менеджеров, которые довели ситуацию до точки невозврата. А уже кто-то потом воспользовался этой ситуацией. И это как раз человеческая сущность, то, о чем говорит театр. Да, было время, когда я говорил, что мы должны работать утюгами - разглаживать складки на лицах людей, но иногда надо помочь собраться складкам.
Кстати, “Самоубийца”, переименованный в “Как я без себя”, удовлетворит и тех, кто любит собирать складки на лбу, и тех, кто хотел бы просто посмеяться. Все потому, что Преображенский не стесняется в средствах для усиления гротеска. Хорошо, что пуганного Виктюком алматинского зрителя трудно шокировать. На сцене происходит настоящая фантасмагория: красноармейцы под бодрые совковые мелодии катают по сцене то кровать, то унитаз, герои беззастенчиво домогаются кто души, кто тела. Но лишь несколько человек покинули зал, не дожидаясь занавеса, что у наших театралов равносильно темпераментному итальянскому швырянию тухлых яйц на сцену.
Впрочем, даже не соглашаясь с Эрдманом, стоило все-таки остаться. Во-первых, в спектакле занят весь цвет труппы Лермонтовского театра. Во-вторых, есть мнение, что “Самоубийца” - самая яркая русская пьеса прошлого столетия...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА