11716

Всё дозволено

Пьяные североказахстанские полицейские имеют право по ночам выламывать входные двери в домах граждан и с угрозами всех поубивать врываться внутрь. Избитым хозяевам домов следует сдаваться на милость агрессоров, наплевав на угрозу жизни себе и домочадцам. Такой печальный вывод можно сделать из материалов расследования уголовного дела и приговора суда Айыртауского района Северо-Казахстанской области, которым житель села Шукурлюк Ринат ЖАНАЙДАРОВ 7 декабря был осужден на длительный срок лишения свободы.

Вечером 22 мая этого года помощник дежурного поселкового пункта полиции сержант Сергали ИСКАКОВ вместе с приятелем Нурланом МУРЗАГУЛОВЫМ напились до свинского состояния. В процессе Мурзагулов вспомнил, как год назад местный житель Ринат Жанайдаров обидел его брата, и друзья в двенадцатом часу ночи на машине Искакова поехали наказывать односельчанина. Во дворе Жанайдаровых собутыльники вооружились черенками от лопат и принялись вызывать хозяина дома “поговорить”. Ринат Жанайдаров, его жена и трое малолетних детей в это время спали.
- Мы проснулись от грохота в окна и двери, - рассказывала в ту пору газете “Время” преподаватель математики местной школы Инеш ЖАНАЙДАРОВА. - Муж поднялся, спросил, кто там, и пошел открывать. Во дворе два человека начали кричать матом, а муж стал их успокаивать. Но те продолжали кричать и материться, потом послышались звуки ударов. Я испугалась, стала звонить родственникам…

Как рассказала Инеш Жанайдарова, от шума и криков проснулись и начали плакать дети - старшая семилетняя дочка и сыновья трех и пяти лет от роду. Потом Ринат, по ее словам, забежал внутрь, заперев двери в веранде и прихожей:
- Мурзагулов стал бить черенком от лопаты по окнам веранды, а Искаков выбил пинком наружные двери, заскочил на веранду и принялся дергать двери в дом. Убью, кричал, всех убью! Муж двери не смог удержать, тот вырвал их вместе с запором и вытащил его на веранду, там опять шум драки и ударов послышался. Если бы Искаков смог ворваться в дом, я не знаю, что с нами было бы, он нас всех, наверное, убил бы, такое у него лицо дикое было, и так он страшно кричал. Но Ринат схватил нож со стола на веранде и ударил Искакова! Тот не успокаивался, кричал, лез драться с дикими глазами, как будто с ума сошел. И тогда муж второй раз его ударил…
В больнице, куда доставили Искакова приехавшие по звонку родственники Жанайдaровых, раненый полицейский скончался. Концентрация спирта в его крови соответствовала тяжелому опьянению алкоголем. Жанайдаров был абсолютно трезв (см. “Враг у порога”, “Время” от 23.6.2011 г.).
В июне этого года пресс-служба ДВД области сообщала, что начальник департамента Мурат УРУМХАНОВ взял расследование этого уголовного дела под личный контроль. Как можно констатировать после приговора суда, дальнейшее либо происходило с его ведома, либо полковник Урумханов оказался не в состоянии контролировать действия своих подчиненных. Потому что полицейские, видимо, желая любой ценой отомстить за смерть боевого товарища, указали в обвинительном заключении, что Жанайдаров после драки на улице якобы вернулся домой, взял нож, выбежал во двор, нанес там Искакову ранения и спрятался в доме. В результате Рината Жанайдарова, согласно обвинительному заключению от 6 сентября этого года, обвинили по ст. 103 ч. 3 УК РК “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего”. Однако собранные самим же следствием материалы уголовного дела, в которых имелись выломанные крючки и выбитые запоры двух дверей, следы крови на полу веранды и показания свидетелей, не оставили в суде от этой трактовки событий камня на камне.
Председатель Айыртауского районного суда Нурлан НУРАЛИН явил в приговоре невероятное мастерство. Например, судья пишет, что “прямой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего Искакова”, возник у поднятого с постели и вызванного во двор Рината Жанайдарова еще в ходе драки на улице. И вот как он, согласно приговору, его реализовал: “Жанайдаров Р.Р., осо­знавая противоправность своих действий по умышленному причинению вреда здоровью потерпевшего, забежал в свой дом, заперев дверь веранды и дверь, ведущую в дом, на крючки (выделено авт. - В.М.). Взяв в доме со стола кухонный нож, стал ожидать, когда Искаков С.К., последовавший за ним, откроет (?!) дверь, ведущую в дом, чтобы нанести последнему ножевые удары”.

Как установил судья, что Жанайдаров взял нож со стола в доме, а не на веранде, осталось загадкой. А описания процесса выбивания дверей он вообще стыдливо избежал. Перескакивая через этот факт, указал в приговоре: “Искаков С.К., находясь в веранде дома (вот интересно, а как же это он там оказался?! - В.М.), открыл дверь, ведущую в дом (и каким же образом он ее, запертую, открыл? - В.М.), и, не заходя в дом, повлек правой рукой стоявшего на пороге Жанайдарова Р.Р. наружу из помещения дома”. То есть, по мнению судьи Нуралина, веранда дома территорией этого дома уже почему-то не является. Следовательно, все действия происходили… на улице, и это уже совсем другой коленкор?
Уверения Рината Жанайдарова, что он защищал себя и свою семью, и точно такие же показания его супруги и детей, судья Нуралин во внимание не принял. Избиение Жанайдарова во дворе пьяными визитерами он в приговоре назвал “обоюдной дракой”. И приговорил Рината Жанайдарова к 6 годам заключения в колонии общего режима. Осужденный должен выплатить жене и сыну сержанта Искакова 300 тысяч тенге морального вреда. Также он должен выплачивать супруге полицейского по 15 тысяч 641 тенге ежемесячно до 2025 года, пока ее сыну не исполнится 14 лет, а самому сыну Искакова он должен выплачивать такую же сумму до 2029 года, пока тому не исполнится 18 лет.
- Из-за таких полицейских, как Сергали Искаков, и таких судей, как Нурлан Нуралин, я в родной стране теперь не могу чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме, - заявляет сейчас мать Рината Куляш АВКЕЕВА.
- По логике этого судьи мы все, когда ночью спим в своих постелях, находимся в засаде. И вынашиваем умысел на убийство полицейского, если тот по пьянке к нам ворвется, угрожая всех убить, - вторит ей отец Рината Рашид АВКЕЕВ. - Что сыну было делать, когда Искаков в его дом вломился - в погребе от этого сержанта прятаться, оставляя ему семью на расправу?! Я считаю, там не было даже и превышения пределов необходимой обороны, а не то что преступного умысла! Жена Искакова иск по содержанию сына предъявила, а муж ее о сыне думал, когда двери выламывал и в чужой дом врывался? Он и чужую семью тогда не жалел, и на свою жену с сыном ему наплевать было! Приговор этот мы обжаловали, только веры в справедливый суд больше нет. У нас ведь если человека во время следствия арестовали, то потом обязательно надо его посадить, чтобы никому отвечать за это не пришлось…

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть