Страшная суббота
Жители Боралдая: “Раньше мы такое только по телевизору видели. Это была настоящая война!”
Как мы уже сообщали, вечером 3 декабря в поселке Боралдай Илийского района Алматинской области силовики провели спецоперацию по захвату преступной группировки, которая, по данным Генеральной прокуратуры, причастна к убийству полицейских в Алматы 8 ноября этого года (см. “Боралдайская зачистка” на www.time.kz от 4.12.2011 г.). Наши корреспонденты прибыли на место событий, по горячим следам пообщались с местными жителями. Люди шли на контакт охотно, однако свои фамилии называть отказывались.
- В субботу утром по поселку ходили полицейские и показывали фотографии, - рассказывает жительница Боралдая Инга. - Спрашивали, не видели ли мы их. Там много людей на снимках было, около 10, наверное. Нормальные, не бородачи. Большинство азиаты, один славянской внешности.
Поначалу жители не придали этому значения: мало ли кого силовики разыскивают? Насколько все серьезно, стало ясно уже вечером, когда тишину уходящего дня разорвали автоматные очереди. По словам местных, это была самая настоящая война.
- Террористы жили в помещении барачного типа, - говорит местный житель Георгий. - Их соседи последними узнали о том, что происходит. Уже когда спецназовцы стали кидать дымовые шашки, их начали выводить из дома. Вроде как даже БТР пригоняли, но я сам не видел. В субботу с 19 часов полицейские оцепили квадрат примерно 300 на 300 метров. Бегали люди в масках, в общем, спецоперация. Стрельба раздавалась очень долго: лично я часов до 12 ночи ее слышал. Взрывы были, автоматные очереди.
Еще один боралдаец рассказал, как погибли арыстановцы.
- Говорят, террористы на дверь гранату повесили, - сообщил он. - Двое сотрудников КНБ зашли и подорвались. Потом уже начался штурм.
О том, как проходила сама спецоперация, нам подробно рассказал человек, видевший все своими глазами, - хозяин дома, расположенного по соседству.
- Все началось примерно в 19-19.30, - рассказывает он. - И продолжалось до полуночи. Раздавались автоматные очереди, одиночные выстрелы - явно из автомата Калашникова. Из наших окон было видно всё, что происходило. Правда, не очень хорошо, потому что темно: силовики сами фонарями освещали. Точнее, мы вначале не поняли, кто это был. Потом уже увидели, что люди в касках, на спине написано СОБР. Они обстреливали времянку. Естественно, мы были в панике. Выключили свет, закрыли жалюзи. Возможно, поэтому нас и не эвакуировали. По сообщениям Генпрокуратуры, всех жителей близлежащих домов вывели, но нас - нет. Где-то в 23 часа мы хотели сходить в магазин, и тогда нас увидели. На крыше соседнего дома сидел человек, и он крикнул нам, чтобы мы вернулись к себе.
- Вы знаете хозяев соседнего дома?
- Лично - нет. Они сами жили в большом доме, а времянку сдавали. Там несколько входов. И вроде в одной комнате жила семья с ребенком, а в другой - эти пять человек. Как раз там перестрелка и была. Забрасывали гранатами, стреляли, сначала снаружи, а потом и внутри гранаты рвались. За все время гранат 20 взорвалось, стреляли очень много. В окно было видно, что на улице лежит окровавленный труп. Во время небольшого затишья из другого входа вывели то ли двух детей, то ли женщину с ребенком. Их накрыли одеялом и увели. Самого хозяина дома не было, но я так понял, что семья его была там. Мне позвонил сосед, который в числе других “самоэвакуировался” - уехал в микрорайон “Черемушки”. Он мне сообщил, что хозяин дома находится там: плачет, переживает, не может домой попасть из-за оцепления. Но сам дом в порядке, там ничего не происходило.
По словам местных жителей, дом № 43 по улице Шпака принадлежит учительнице боралдайской школы № 39. Хозяева сдавали комнаты во времянке сразу нескольким квартирантам. В их числе и оказались террористы. И среди боралдайцев, и в социальных сетях быстро распространялись слухи, будто бы террористы удерживали в заложниках своих арендодателей и соседей по времянке. Одна из соседок, с которой наши корреспонденты разговаривали в воскресенье утром, едва сдерживала слезы - переживала за людей, оказавшихся в эпицентре событий.
- Саму учительницу и ее мужа видели, они там ходили, - говорит она. - А вот дочки их нигде не видно. И остальные квартиранты куда-то пропали…
- Я сам видел - много трупов вывезли, - подливает масла в огонь отирающийся рядом паренек.
Однако официальный представитель Генеральной прокуратуры Нурдаулет СУИНДЫКОВ на брифинге в Астане заявил, что жертв и пострадавших среди гражданского населения нет. Информация о заложниках также не подтвердилась.
После случившегося над Боралдаем витает страх вперемешку с любопытством. Жители практически постоянно “тусуются” на улице, стараясь узнать хоть какие-то подробности. Тех, кто что-либо видел или слышал, тут же окружают плотным кольцом, выпытывают детали. Практически все сетуют на отсутствие информации: силовики с автоматами на улицах поселка хранят молчание, экстренные выпуски новостей по телевизору большинство пропустили, а Интернет доступен далеко не всем. Возмущает жителей и работа полицейских, прозевавших опасных квартирантов.
- По идее, участковый должен ходить и проверять, кто сдает жилье, кому и т.д., - рассуждает мужчина средних лет. - Если бы полицейские хорошо свою работу делали, может, и не случилось бы ничего.
Пока неизвестно, относились ли бандиты к какому-либо из радикальных религиозных течений, но боралдайцы сразу же записали их в исламисты.
- Нам бы узнать, поймали этих сволочей или нет, - говорит женщина, живущая на улице Шпака. - А то страшно завтра детей в школу отправлять. Мы ведь раньше такое только по телевизору видели. Это была настоящая война! Почему у нас в государстве нет запрета на хиджаб? Я лично против таких: откуда мы знаем, что у них под одеждой? Сейчас уже стали вообще лица закрывать, одни глаза видны. А откуда мы знаем, может, девушка в розыске? Я считаю, это неправильно. Я сама намаз читаю, в мечеть хожу, но ТАКИЕ мне не нравятся!
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область
Спецназ, не расслабляться!
Наш корреспондент в Астане попросил сенаторов и бывшего мажилисмена прокомментировать последние драматические события в Таразе 12 ноября и Боралдае Алматинской области 3 декабря.
Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА:
- Надо готовить войска к самым радикальным операциям. Они расслабились за 20 лет мирной жизни! Террористические группы малочисленны, разрозненны и непрофессиональны - профи должны бы уметь им противостоять. А 16 декабря правоохранительные органы должны быть особенно бдительны, чтобы каждый казахстанец почувствовал праздничную обстановку, расслабился и ничего не боялся. Праздник для всех, только не для спецподразделений. Они отдохнут либо до, либо после.
Иран АМИРОВ:
- Я часто бываю в регионах, в том числе в Актюбинской области был, когда там минувшим летом произошла перестрелка и погибли полицейские. И мне рассказывали, что наши бойцы абсолютно не были готовы. И тактически, и физически. Как результат - такое количество жертв… Для того чтобы зарядить автомат и умело владеть им, зарубежный опыт не нужен. Чтобы руководителям выработать тактику - тоже. Нужно просто работать - зарплату оправдывать!
Гани КАСЫМОВ:
- Если один подонок-террорист может убить 5-6 человек, о какой боевой подготовке можно говорить?! Почему в начальствующем составе правоохранительных органов все жирные, с животами ходят?! Если генералы, полковники весят по 104 кг, то о какой службе можно говорить? Я скажу открыто: сегодня правоохранительные органы своими прямыми обязанностями пренебрегают. Отсюда возникает вывод: либо людям надо самим вооружаться, либо всем народом надо защищать полицейских! Правоохранительные органы и спецслужбы нужно отстранить от экономических дел и бизнес-структур. Национальная безопасность и безопасность граждан - вот основная функция, за которую им государство платит.
Ирак ЕЛЕКЕЕВ, экс-мажилисмен:
- Экстремизм, терроризм налицо. Мы все - правящие и оппозиционные силы - должны объединиться против зла. Иначе нам всем будет плохо. А еще в такое время власти должны объясняться с людьми, успокаивать их. Кстати, ни один религиозный деятель до сих пор не выступил с заявлением. Мне даже кажется, что в какой-то степени они защищают их (радикалов. - Т. Г.)! Я могу открыто сказать: у нас расслоение в обществе - богатые богатеют, бедные беднеют. Это одна из причин недовольства людей.
Тогжан ГАНИ, Астана
Хроника террора. 2011 год
3 апреля в микрорайоне №3 Алматы бойцы отряда специального назначения “Сункар” обезвредили группировку радикальных исламистов, на счету которых оказалось несколько тяжких преступлений. В ходе спецоперации главарь ОПГ Рузембай ИШИМБЕТОВ и его подельник Абдулмансур НИЯЗОВ были убиты. В живых остался лишь третий член группировки - Кадыр КАДЫРОВ, который спустя полгода предстал перед судом. Во время штурма пострадали 11 сункаровцев, некоторые на всю жизнь остались инвалидами.
***
17 мая 25-летний Рахимжан МАХАТОВ взорвал себя в здании ДКНБ по г. Актобе. Смертник погиб на месте, еще три человека - сотрудник ДКНБ, сторож и находившийся в здании сотрудник частной компании Женисбек МОЛДИН - получили ранения. Власти тогда поспешили заверить, что это был не теракт, а “попытка уйти от ответственности”: Рахимжан Махатов состоял на полицейском учете как член ОПГ. Позже выяснилось, что он был салафитом, то есть приверженцем направления в исламе, последователи которого борются за очищение веры от чуждых примесей, отвергают нововведения и отрицают возможность посредничества между Аллахом и человеком.
***
В ночь с 23 на 24 мая неподалеку от следственного изолятора ДКНБ по г. Астане взорвался автомобиль марки “Ауди”. И снова власти принялись убеждать народ, что к терроризму это происшествие не имеет никакого отношения. По первоначальной официальной информации, в салоне машины находились двое жителей Павлодарской области - Дмитрий КЕЛЬПЛЕР и Иван ЧЕРЕМУХИН. Но позже выяснилось, что Черемухин жив и здоров, просто потерял удостоверение личности. Вторым человеком в машине оказался ранее судимый 34-летний Сергей ПОДКОСОВ, который специально устроился на горнодобывающее предприятие в Экибастузе, чтобы раздобыть взрывчатку. Несколько лет назад Подкосов принял ислам и стал приверженцем одного из его радикальных направлений. Согласно оперативным данным спецслужб, целью террориста было здание центрального аппарата КНБ РК. Однако он допустил ошибку, и взрыв прогремел на пустыре возле СИЗО.
***
В ночь на 1 июля в поселке Шубарши Актюбинской области приверженцы радикального течения ислама в отместку за задержание единоверца обстреляли местный опорный пункт, убив полицейских Нурлана АЛПЫСБАЯ и Айдоса БОРАНБАЯ, а также бойца спецподразделения “Арлан” Руслана ЖОЛДЫБАЕВА. 9 июля в поселке Кенкияк, что в трех километрах от Шубарши, прошла спецоперация по задержанию убийц. В результате длившегося почти сутки боя погибли четверо сотрудников правоохранительных органов, несколько были тяжело ранены. В октябре двое фигурантов тех кровавых событий получили пожизненные сроки заключения, еще двое - по 6 и 14 лет лишения свободы.
***
В ночь на 11 июля 12 заключенных учреждения АК 159/21 в Балхаше устроили бунт и предприняли попытку к бегству. Зэки применили оружие, которое, как выяснилось позже, попало на зону в деревянных шпалах, предназначенных для строительства. В перестрелке погиб контролер колонии, четверо сотрудников получили ранения. Прорваться за периметр зэки не смогли и забаррикадировались в помещении швейного цеха. Во время штурма цеха бойцами спецподразделений МВД заключенные совершили самоподрыв. Силовики рассматривали религиозный экстремизм как основную версию произошедшего: идейным вдохновителем побега стал осужденный за экстремизм мулла-салафит из Карагандинской области.
***
29 июля в поселке Кызылжар на окраине Актобе развернулись самые настоящие боевые действия: силовики проводили спецоперацию по задержанию преступников, причастных к убийству молодого человека, произошедшему 10 июля. При проверке оперативной информации стражи порядка заметили женщину, которая пригласила одного из них в дом. После этого внутри раздалась стрельба, а затем прогремел взрыв. Оперуполномоченный управления по борьбе с экстремизмом ДВД Актюбинской области Рустем КЕНЖАЛИН был ранен и скончался на месте. Один из подозреваемых также погиб, другой был ранен и впоследствии умер в больнице. Женщину, заманившую полицейского в дом, задержали. По словам соседей, хозяин дома был “бородачом”, его жена носила хиджаб.
***
Утром 31 октября в Атырау прогремели сразу два взрыва - у здания городского акимата и возле жилой многоэтажки в микрорайоне “Сарыарка”, недалеко от городской прокуратуры. В результате второго взрыва погиб житель Атырау Бауржан СУЛТАНГАЛИЕВ. По данным силовиков, смертник нес бомбу, которая взорвалась раньше срока. По счастливой случайности жертв и пострадавших не было. Через несколько дней ответственность за взрывы взяла на себя исламистская группировка “Джунд-аль-Халифат”, в составе которой граждане Казахстана Ринат ХАБИДОЛЛА, Урынбасар МУНАТОВ и Дамир ЗНАЛИЕВ. По данным Генпрокуратуры, сейчас они скрываются в афгано-пакистанском пограничье и участвуют в боевых действиях на стороне международных террористов. В начале ноября были задержаны сообщники Султангалиева - Мерамбек УСАБЕКОВ, Мирхат КАЛКАМАНОВ и Алимжан САГЕНОВ, которые признались в совершении терактов.
***
Вечером 8 ноября в Алматы на проспекте Райымбека между улицами Момышулы и Саина неизвестные в упор расстреляли двоих патрульных полицейских. Старший сержант Максат ДАБЫЛОВ погиб на месте, а его коллега Галымжан АБДИРОВ скончался в реанимобиле. По предварительной версии, озвученной полицейскими на следующий день, в патрульных стреляли из пистолета Макарова. Скрылись преступники на автомобиле марки “Мицубиси Делика”.
***
12 ноября Казахстан потрясло известие о кровавых событиях в Таразе. Террорист Максат КАРИЕВ вначале застрелил сотрудников ДКНБ по Жамбылской области Сергея КАСЬЯНЕНКО и Мухтара ХАЛИЕВА, которые вели за ним наружное наблюдение. Затем он напал на жителя Тараза ЗАКИРОВА, связал и захватил его машину. Позже Кариев ограбил оружейный магазин, застрелив охранника Вячеслава ФЕДОСЕНКО и случайного посетителя Нургали ОРАЗБАКОВА. Завладев оружием и боеприпасами, террорист угнал еще один автомобиль. Застрелив преследовавших его полицейских Болата АЯНКУЛОВА и Жаксыбека БАЙСЕИТОВА, он забрал у них табельное оружие. Затем террорист заскочил домой и прихватил гранатомет РПГ-26. Далее таразский “терминатор” отправился к зданию ДКНБ по Жамбылской области, обстрелял его и бросился бежать, ранив по дороге двух сотрудников конного полицейского патруля. Чуть позже Кариев нарвался на батальон дорожной полиции. Завязалась перестрелка, в которой ранения получили как сам террорист, так и полицейские - сержант АЛАШЕВ и капитан Газиз БАЙТАСОВ. Последний бросился на Кариева и повалил на землю. В этот момент прогремел взрыв. Полицейский и террорист погибли на месте. Власти вначале утверждали, что Кариев действовал один, но позже было объявлено: по подозрению в организации теракта задержаны 6 человек, в том числе и духовный лидер группировки, в которую входил смертник.
***
3 декабря в поселке Боралдай Алматинской области прошла совместная операция МВД и КНБ по задержанию группировки, причастной к убийству патрульных 8 ноября. По данным Генпрокуратуры, преступники готовили насильственные акции в Алматы. Лидером группы был некий Агжан ХАСЕН, 1977 года рождения, находящийся в розыске в связи с обвинениями по части 2 статьи 233 (терроризм) УК РК. Сейчас отрабатываются версии о принадлежности бандитов к радикальным религиозным течениям.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Ссылки по теме
“Бой в микрорайоне”, “Время” от 6.4.2011 г.
“Невольник мести”, “Время” от 18.5.2011 г.
“Шок и лепет”, “Время” от 26.5.2011 г.
“Кровавая ночь в Шубарши”, “Время” от 6.7.2011 г.
“Ад в камышовом раю”, “Время” от 7.7.2011 г.
“Бойня в Кенкияке”, “Время” от 12.7.2011 г.
“Побег, похожий на... налет”, “Время” от 12.7.2011 г.
“Голову в песок”, “Время” от 14.7.2011 г.
“Стрельба в пригороде”, “Время” от 30.7. 2011 г.
“Атырау: первая кровь”, “Время” от 1.11.2011 г.
“За взрывы ответили”, “Время” от 2.11.2011 г.
“Последний патруль”, “Время” от 10.11.2011 г.
“Теракт в Таразе”, “Время” от 15.11.2011 г.