БРК до лизинга доведёт
Банк развития Казахстана имеет почетную “славу” финансового института, далекого от нужд МСБ и доступного только для акул крупного бизнеса, и без того не обделенных вниманием и поддержкой “сверху”. Однако при необходимости продемонстрировать близость к народу, а точнее к так называемому малому и среднем бизнесу, руководство государственного банка с энтузиазмом рассказывает о своей единственной “дочке” в лице АО “БРК-Лизинг”. Как заявляется, у “детища” есть вполне доступный и демократичный инструмент финансирования и многообещающая программа “Производительность-2020”, ориентированная на бизнес практически любого масштаба. Разработчики этого стратегического документа уверяют, что программа непременно выведет промышленность, предпринимателей и всех нас в светлое индустриальное будущее.
Справка
Акционерное общество “БРК-Лизинг” является дочерней организацией АО “Банк Развития Казахстана” (БРК) и входит в структуру АО “Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”. Компания создана в целях расширения предоставляемых БРК инструментов финансирования инвестиционных проектов в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК. Уставный капитал АО “БРК-Лизинг” в настоящее время составляет 8 млрд. тенге. В отличие от коммерческих лизинговых компаний АО “БРК-Лизинг” ориентировано не на получение прибыли, а на инвестирование в крупномасштабные и долгосрочные проекты, ориентированные на создание и развитие новых отраслей экономики. Основные направления деятельности - развитие производственной и транспортной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, экспортоориентированных производств. Сегодня “БРК-Лизинг” как оператор инструмента активно ведет работу по привлечению потенциальных лизингополучателей в программу “Производительность-2020” в целях предоставления льготного лизингового финансирования.
Пять теорем индустриализации
Следует отметить, что для достижения этой высокой цели, а именно выполнения и перевыполнения плана индустриальной казахстанской пятилетки (государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития или ГПФИИР), имеется солидный задел. Во всяком случае, как минимум, хорошая теоретическая “подготовка”: “Дорожная карта бизнеса”, “Инвестор-2020”, “Экспорт-2020”, “Карта индустриализации” и, наконец, “Производительность-2020” - все это младшие спутники и верные помощники индустриальной пятилетки. Эти программы, все без исключения, имеют масштабные задачи, высокие цели и даже вполне конкретные индикаторы, по которым будет определяться их практическая польза “для каждого рядового казахстанца”. И если по всем вышеобозначенным программам индустриального развития уже осваиваются многомиллиардные казенные средства и с высоких трибун с завидной регулярностью звучат отчеты чиновников, полные впечатляющих воображение цифр и оптимистических прогнозов, то для “Производительности-2020” нынешний 2011 год - пилотный, с объемом финансирования 20 миллиардов тенге. Программа была объявлена “официально открытой” курирующим Министерством индустрии и новых технологий в марте этого года.
Производительность по-казахстански
Итак, кому, за какие заслуги и чем именно поможет новоявленный стратегический документ? Как сообщается в паспорте программы, “Производительность-2020” обещает ни много ни мало “форсированную модернизацию действующих предприятий Казахстана”, а это, если вдуматься, действительно немало. Конечно, при условии фактического выполнения всего обещанного.
Между тем продолжим увлекательную экскурсию по большим и малым обещаниям программы, претендующей на еще один мини-рецепт “казахстанского чуда”. Так, увеличивать производительность труда и повышать конкурентоспособность отечественных заводов и фабрик авторы программы намерены за счет целого арсенала инструментов. И речь идет отнюдь не о заявлявшихся ранее, но так и не ставших явью кредитных “скидках” или налоговых “каникулах” для МСБ. Главные козыри производительности по-казахстански - гранты, компенсации и оборудование “в аренду с дальнейшим выкупом”, то есть в лизинг под льготные 7,5 процента годовых. Если быть конкретнее, то бизнесменам, озадачившимся повышением производительности своего предприятия или грандиозной бизнес-идеей с инновационным прицелом, программа обещает помочь не только советом, но и делом: оплатить половину расходов за подготовку и экспертизу плана модернизации предприятия, покрыть те же 50 процентов расходов на привлечение инженерно-технических кадров из-за рубежа, возместить часть затрат на покупку лицензий и передовых технологий, выдать инновационные гранты самым изобретательным и перспективным. Кроме того, в качестве бонуса за предприимчивость и инициативность полагаются бесплатные консультации по внедрению эффективных систем управления. При этом чиновники настоятельно рекомендуют отечественным предпринимателям строить бизнес в духе японской философии Кайдзен, внедрять продвинутую компьютерную ERP-систему и учиться основам “бережливого” производства у американских акул бизнеса, проповедующих систему Lean. Вот такой западно-восточный “рецепт” высокой казахстанской производительности, при котором вопрос переоснащения предприятий будут решать в комплексе: установят оборудование, привезут специалистов и разработают план для будущих стахановских рекордов на заводе.
Лизинг вам в помощь
Таким образом, посредством программы “Производительность-2020” казахстанским предпринимателям полагается внедрить международные стандарты и придать западный лоск своему бизнесу. Однако, как уверяют разработчики, главный козырь программы не в оказании многочисленных консультаций и ценных рекомендаций, что само по себе тоже небесполезно, а “долгосрочный лизинг промышленного оборудования с льготной ставкой”. То есть нехватку современного “железа” на предприятиях будут компенсировать за счет предоставления оборудования “в аренду с дальнейшим выкупом”. Как уже отмечалось выше, под 7,5 процента годовых. И все-таки почему именно лизинг был выбран среди прочих десятков других финансовых инструментов как главное “орудие” для повышения производительности казахстанского бизнеса? Как выяснилось, инструмент этот отнюдь не новый, а проверенный и с хорошей “репутацией”. То есть бизнесом “в аренду”, как и бизнесом “в кредит”, сегодня казахстанских предпринимателей не удивишь. Взять хотя бы тот факт, что само АО “БРК-Лизинг”, являющееся дочерней организацией госбанка развития Казахстана, было создано 6 лет назад и за это время, согласно отчетам, одобрило лизинговых сделок на сумму свыше 400 миллионов долларов. Тем более что для участников программы “Производительность-2020” у разработчиков, что называется, специальное предложение.
- Основные условия льготного лизингового финансирования следующие, - вводит в курс дела председатель правления АО “БРК-Лизинг” Каныш ИЗБАСТИН - Срок лизинга - от 3 до 10 лет, ставка вознаграждения - до 7,5 процента годовых в тенге. При этом предприятия, участвующие в программе, должны будут обеспечить увеличение производительности труда не менее чем в два раза.
Услуги лизинга оказывают и большинство коммерческих банков в Казахстане. Однако “дочка” БРК отличается не только льготными ставками и причастностью к госпрограмме, но и особой государственной миссией, о которой часто и охотно рассказывает и материнская компания в лице самого госбанка развития. “Мы финансируем лизинговые start-up-проекты, в том числе в низкорентабельных, но стратегически важных отраслях экономики Казахстана. При этом следует понимать, что лизинговая компания, участвующая в проектах, реализуемых в низкорентабельных отраслях экономики Казахстана со сроком финансирования от семи лет и более, заведомо идет на территорию более высоких рисков, на которые коммерческие лизинговые компании не решаются заходить”, - поясняет глава АО “БРК-Лизинг” Каныш Избастин.
Первые ласточки
Между тем, как выяснилось, предоставлять оборудование в лизинг и консультировать будут не всех, а только предприятия, работающие в приоритетных для программы отраслях - машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, металлургия и горнодобывающая промышленность, металлообработка, пищевая, легкая и деревообрабатывающая промышленность, транспорт и складирование, а также производство строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции, информация и связь.
Впрочем, как отмечают реализаторы, список отраслей вполне обширный, и уже сейчас интерес со стороны бизнеса к программе есть, имеются и вполне конкретные проекты. “На сегодняшний день нами уже одобрены два проекта. Первый - модернизация механообрабатывающего производства АО “Мунаймаш” в Петропавловске. Запуск такого производства позволит Казахстану обеспечить решение таких приоритетных задач, как внедрение новых технологий в машиностроении, развитие импортозамещающей продукции, сокращение производственных затрат. На реализацию этого проекта выделено порядка 1,2 млрд. тенге.
Второй проект - организация ТОО “Оңтүстік-құрылыс-сервис” комбината индустриального строительства в Шымкенте. Льготное лизинговое финансирование им требуется для приобретения спецтехники и технологической линии для производства железобетонных изделий. В результате переоборудования предприятие сможет выпускать порядка 15 тысяч плит в год, свай - 16 тысяч штук в год. Проект получил одобрение в АО “БРК-Лизинг”. Было решено выделить ему порядка 6,6 млн. долларов”, - рассказал о первых ласточках программы Каныш Избастин.
Глава АО “БРК-Лизинг” уверен - это только начало, и в следующем году число желающих влиться в ряды участников программы “Производительность-2020” и получить льготное лизинговое финансирование от государства, несомненно, вырастет. “Уже сегодня на рассмотрении в АО “БРК-Лизинг” находится еще ряд проектов, соответствующих критериям программы “Производительность-2020”. Список потенциальных участников, согласно последней информации правительства, насчитывает 150 предприятий практически из всех регионов Казахстана”, - обозначил круг потенциальных клиентов Каныш Избастин.
На старте программы главной задачей ее разработчиков стала массированная пропаганда - выездные рабочие группы побывали во всех регионах страны, провели десятки встреч и семинаров с потенциальными претендентами на участие в программе. “Такие встречи позволяют производственному бизнесу лучше понять критерии, задачи и возможности программы. Наши сотрудники посещают компании и предприятия, ведут индивидуальную разъяснительную работу. И хотя вся информация о программе “Производительность-2020” размещена на нашем сайте [url]http://www.kdbl.kz[/url], мы считаем эту работу более результативной, поскольку предприниматели могут получить ответы на свои конкретные вопросы, соотнести параметры своего бизнеса с критериями программы, правильно подготовить заявку и принять в ней участие”, - отмечает Каныш Избастин.
Резюме: быстрее, выше, сильнее
Пилотный для программы 2011 год близится к завершению. Согласно хронологии, обозначенной в документе программы, последующие два года будут посвящены отбору участников, а непосредственно за модернизацию предприятий возьмутся во вторую пятилетку, в 2015-2020 годы.
По замыслу авторов программы в итоге через каких-то 10 лет мы получим настоящий революционный прорыв в вопросе производительности, и каждое отдельно взятое предприятие будет, как в легендарном олимпийском лозунге, работать и мобильнее, и качественнее, и масштабнее. Есть и вполне конкретные цифры, по которым можно будет оценить конечный результат, а это, как следует из текста программы, “масштабная модернизация не менее 20 системообразующих предприятий, технологическое перевооружение не менее 100 промышленных предприятий, а также реализация не менее 200 предприятиями мер по повышению эффективности работы”. В общем, цифры озвучены, сроки обозначены, действующие лица определены. Дело осталось за малым - реализацией заявленных инициатив… А мы, как обычно, будем с особой скрупулезностью неравнодушного критика следить за этим увлекательным и многообещающим процессом.
Марсель ХАМИТОВ, Алматы

