Верните ему крышу!
В Алматы - судебный прецедент: правозащитники пытаются с помощью Фемиды вернуть жилье... бомжу! Вчера в Алмалинском районном суде №2 состоялось очередное заседание по делу о возврате квартиры инвалиду Кайрату ТУКУСБАЕВУ, которого временно приютили в Алматинском центре социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства (АЦСА).
Полтора месяца назад мы писали о судьбе Кайрата Тукусбаева, оставшегося на улице по вине мошенников (см. “Вот бог, а вот - порог”, “Время” от 18.10.2011 г.). По словам мужчины, после смерти родителей ему в наследство досталась двухкомнатная квартира в Алматы. Мизерной пенсии по инвалидности - у Кайрата диагноз “ризудиальное поражение центральной нервной системы с понижением интеллекта” - на жизнь не хватало, и он сдавал одну из комнат в аренду. В 2007 году очередные квартиранты пообещали ему заплатить за год вперед и под предлогом заключения договора аренды повезли к нотариусу. Там он подписал какой-то документ, как выяснилось позже - договор купли-продажи жилья. Новой хозяйкой квартиры стала Бахар Аин ТАДЖИБАЕВА, которая проживает там и поныне.
Отметим, что сделку оформляла нотариус Мариэтта АБИНА, о “художествах” которой мы неоднократно писали. Напомним, в мае этого года городской прокуратуре наконец-то удалось через суд лишить ее лицензии. В иске горпрокуратуры значилось, что с 2003-го по 2010 год Абина семь раз привлекалась к дисциплинарной ответственности. С 2008-го по 2011 год по семи решениям судов ее нотариальные действия признавались недействительными, суды различных инстанций вынесли шесть частных определений о принятии к ней мер. Кроме того, с 2004 года Минюст трижды приостанавливал лицензию Абиной. А в октябре 2010 года она была исключена из состава нотариальной палаты Алматы. Ко всему прочему в феврале 2011 года против нее было возбуждено уголовное дело по статье 229 (злоупотребление полномочиями частным нотариусом) УК РК.
осле совершения сделки Кайрата, по его словам, попросту выкинули на улицу, да еще и пригрозили убить, если он кому-нибудь расскажет об этом. Более полутора лет инвалид скитался по подвалам, иногда нанимаясь работать за кров и еду. В конце концов в январе 2009 года он обратился за помощью к своему опекуну Галине КОРЖИНСКОЙ. Она стучалась в различные инстанции с просьбой разобраться в ситуации, но ничего не добилась. В итоге опекун устроила Кайрата в АЦСА, где он обитает по сей день.
А два месяца назад историей Кайрата заинтересовались сотрудники общественного объединения “АРД”, которое при поддержке Норвежского Хельсинкского комитета реализует проект по защите прав лиц без определенного места жительства. Они предложили помочь Тукусбаеву вернуть квартиру, и Коржинская согласилась. От ее имени в Алмалинский райсуд №2 был подан иск о признании договора купли-продажи квартиры Кайрата недействительным и выселении Бахар Аин Таджибаевой. Интересы опекуна в суде представляют председатель “АРД” Денис АЛИМБЕКОВ, а также юристы Алькен КЕНЖЕБАЕВ и Ирина ГОЛОВИНА. А ответчиками выступают Бахар Аин Таджибаева, департамент юстиции южной столицы, нотариус Мариэтта Абина и Алматинский филиал АО “Цесна банк”, выдавший новой хозяйке кредит на покупку квартиры.
На предыдущее судебное заседание Таджибаева не явилась, поэтому судья Д. ТЛЕУБАЕВ принял решение о ее принудительном приводе. Вчера ответчица все-таки появилась в зале суда, объяснив, что получила уведомление о необходимости явиться в суд только на следующий день после первого судебного заседания. В ходе заседания Таджибаева рассказала, что в прошлом году ее вызывали в Алмалинское РУВД и она давала показания по этому делу.
- У меня спрашивали, как я купила эту квартиру, - сказала она. - Я сообщила, что в 2007 году моя дочь, которую лечили от лейкоза, заразилась гепатитом С. И я искала жилье поближе к больнице. Когда я пришла в эту квартиру, там сидели Кайрат Тукусбаев, его брат (по словам Галины Коржинской, никакого брата у Кайрата нет; есть дядя, которого в 2002 году лишили права опеки над инвалидом. - М. А.) и две женщины-маклеры. Квартира была “убитая”, и я сказала, что не смогу там жить. Через месяц Тукусбаев и его брат стали звонить мне на сотовый и говорить, что покупают дом, и что им нужно продать квартиру. В конце концов я ее купила, взяв в “Цесна банке” кредит. Этот Тукусбаев деньги из банка взял и себе на счет положил.
- Тукусбаев сам деньги получил? - спросил судья Тлеубаев.
- Да. Он пошел со мной в банк, потому что деньги-то получал он лично. Получил и на свой счет положил.
Так как Бахар Аин Таджибаева заявила, что не знакома с исковым заявлением, а также в связи с неявкой остальных ответчиков судья Тлеубаев принял решение перенести рассмотрение дела. Следующее судебное заседание состоится 8 декабря.
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Комментарий в тему
Денис АЛИМБЕКОВ, председатель “АРД”:
- Для меня очевидно, что сделка по продаже квартиры Тукусбаева была заключена незаконно, - говорит он. - Во-первых, он признан судом недееспособным. А недееспособные граждане не могут совершать юридические действия. Договор купли-продажи могла заключить только его опекун Галина Коржинская. Но она ничего об этом не знала. Во-вторых, еще в 2002 году, когда Коржинская была назначена опекуном, Алмалинский районный суд в целях охраны жилищных прав Тукусбаева постановил: отдел организационно-кадровой работы Алмалинского районного акимата должен направить в департамент жилья, городскую нотариальную контору и центр недвижимости копию решения суда для регистрации обременения на квартиру. Согласно листу рассылки, департамент жилья, нотариальная контора и управление оценки и регистрации недвижимости, которое потом перешло в ведение департамента юстиции, получили документы. То есть жилье все-таки было поставлено в обременение. Это значит, что никаких сделок с этой квартирой никто не мог совершить. Но на прошлом судебном заседании представитель департамента юстиции заявил, что обременения никогда не было. Поэтому я подал ходатайство о вынесении частного определения в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. И в третьих, нотариус Мариэтта Абина не могла не знать, что Кайрат недееспособный и что на квартиру наложено обременение, так как нотариальная контора получала решение суда.