9112

Обвинение - мать решения?

В городском суде Рудного Костанайской области идет процесс, на котором потерпевшими выступают... трое полицейских. Напомним, в конце июля пятеро рудничан были обвинены в избиении полицейских, находившихся при исполнении должностных обязанностей. В этой истории есть один поразительный момент: главным обвиняемым по делу стал... 21-летний инвалид детства Николай МАЙЕР (на снимке - в центре), у которого в ноге протез вместо сустава (см. “Сустав преступления”, “Время” от 24.8.2011 г.). По версии полицейских, инвалид со товарищи гонял стражей порядка по двору, нещадно избил, порвал форму, отпинал почем зря и лишь каким-то чудом не отобрал табельное оружие.

Полицейские каким-то образом сыскали неизвестного прежде свидетеля, который неожиданно для многих вдруг явился в суд. Выяснилось, что этот ценный для стороны обвинения свидетель - близкий родственник замначальника Рудненской дорожной полиции, в чем он сам в зале суда вынужден был признаться. И вот что рассказал:
- Занимаюсь частным извозом, работаю сам на себя, налоги не плачу. В ночь на 25 июля привез клиента к многоэтажке по улице Горняков. Заметил, что во дворе группа парней нападает на полицейских, выкрикивая: “Мусора, п…сы!”. Мне стало интересно, я загасил фары и стал наблюдать за происходящим. Парни избивали полицейских. Я посмотрел еще немного и уехал работать дальше.
Заметим, что дело было глубокой ночью, водитель, по его словам, находился метрах в 15 от места конфликта, а во дворе дома, где происходили события, отсутствует уличное освещение. При этом никто из свидетелей разборки и ее участников (а это полтора десятка полицейских, пятеро молодых людей, а также выбежавшие на улицу их родственники) прежде не заявлял, что во дворе находилась легковушка, покинувшая место происшествия во время событий.
- Скажите, вы видели во дворе горящие мусорные контейнеры? - поинтересовалась у свидетеля адвокат Руфина ВОЛОЧАЙ (об этом обстоятельстве говорят все очевидцы).
- Нет… - слегка растерявшись, ответил тот. Защита ответчиков прямо заявила о лжесвидетельствовании, вызвав неудовольствие судьи Арыстанбая САЛЬМУХАМЕТОВА:
- Это суду решать, как оценивать такие показания!..

На скамью подсудимых сели почему-то лишь трое рудничан - Николай Майер, Вадим МАКСЮТЕНКО и Данияр ЖУЛАМАНОВ. Однако задержали в ту ночь пятерых! Даже пострадавшие полицейские в суде по-прежнему продолжают утверждать: били их пятеро. Почему же следствие приняло решение о том, что уголовное преследование С.Э. ЧУДАКОВА нужно “прекратить за отсутствием состава преступления” (он, кстати, российский гражданин и давно уже покинул Казахстан)? И почему побывавший в той же переделке Д.В. ПАШИНИН сумел отделаться от силовиков всего лишь административным штрафом? Тайна сия пока велика…
Впрочем, на этом недоуменные вопросы не кончаются. Гособвинение почему-то вызвало в суд едва ли половину от общего числа свидетелей, допрошенных в ходе следствия. Практически все они - сотрудники полиции. Нет среди них ни одного человека, который бы рассказал следователям версию событий, отличающуюся от выстроенной силовиками. В итоге адвокаты были вынуждены заявить ходатайство о вызове в суд еще более десяти свидетелей. Несмотря на отчаянное сопротивление гособвинителя, считавшего, что “вызваны все, кого надо допросить”, судья согласился с доводами защиты.
Ну и, наконец, нельзя не вспомнить о вопросах, на которые следствие, обвинение и потерпевшие отвечают, но как-то неубедительно.

- Вы пригласили людей пройти вместе с вами, они отказались. Поэтому вы стали бить их резиновой дубинкой? - интересовались адвокаты у потерпевших.
- Я все делал законно! - ответил командир отделения ротно-пат­рульной полиции Нурлан НУРЕКИН. - Меня трое человек пинали по ногам!

- Вам повредили ноги?
- Ну я не смотрел… А на шее была красная царапина.

- Как можно было вас пнуть, если вы размахивали дубинкой? И откуда у подсудимых такие телесные повреждения - острые черепно-мозговые травмы, обширные гематомы и т.п.?
- Не знаю, я защищался.

Командир 3-го взвода Нурлан УРАЗАЛИН пришел на помощь коллегам, заявив: он-де видел своими глазами, как задержанные парни… сильно бились головами о железные решетки. И даже предположил, что они это делали “специально, чтобы причинить себе телесные повреждения”. После чего двое из них были госпитализированы в нейрохирургическое отделение больницы…
- Следствие велось предвзято, - считает наблюдающая за процессом директор костанайского филиала Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия МИЛЛЕР. - Силовики игнорировали показания многих свидетелей, не проанализировали телесные повреждения обвиняемых. Мы уже привлекли к этому делу внимание авторитетных международных организаций, в частности Amnesty International и спецдокладчика Комитета ООН против пыток.
А потерпевшие полицейские тем временем уже признали: 25 июля они составили незаконный протокол в отношении задержанных парней. При этом силовики почему-то не смогли ответить на вопрос, чего они хотят добиться в суде. Свою неспособность сформулировать исковые требования полицейские Н. Нурекин, Ержан НУРМАХАНОВ и Берик САЛТЕНОВ объяснили тем, что этим обычно занимаются их начальники и адвокаты…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть