Атырау: первая кровь
Вчера утром в 9.45 в Атырау прогремели сильные взрывы в разных районах города
По словам жителя Атырау Владимира, по дороге на работу он заметил следы крови на стенах жилого дома - вплоть до третьего этажа в микрорайоне “Сары-Арка” и метрах в сорока от здания, где размещены областная и городская прокуратуры. Предварительная информация такова: взрыв произошел в подвале жилого дома. В нем выбиты стекла во многих квартирах, даже на пятом этаже.
Как сообщили наши источники в областном ДВД, от неизвестного взрывного устройства погиб мужчина. Район, где случилось ЧП, оцепили полицейские. И практически в это же время грянул второй взрыв - в мусорном баке возле облакимата. По словам очевидцев, ранена девушка.
На месте двух взрывов вчера работали кинологи с собаками, спасатели.
На состоявшемся вчера же брифинге начальник управления по надзору за следствием областной прокуратуры Галымжан КУЛМАНОВ (на снимке) сообщил: первый взрыв произошел в 9.45 по местному времени - неизвестное взрывное устройство сработало в мусорном контейнере возле областного акимата. В 9.50 на пустыре возле дома №30 в микрорайоне “Сары-Арка” неизвестный мужчина совершил самоподрыв, приведя в действие неустановленное взрывное устройство. Смертник погиб на месте. По словам прокурора, других жертв и пострадавших нет. Жилому дому причинен незначительный ущерб - выбиты окна. Возбуждено уголовное дело, личность смертника устанавливается.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора и с сайта газеты “Ақ жайық”, Атырау
Угроза - предвестие грозы?
Вчерашним взрывам в Атырау предшествовали два события. На прошлой неделе никому доселе не известная исламистская группировка, называющая себя “Джунд аль-Халифат”, пригрозила казахстанским властям джихадом, если они не “завернут” закон о религии. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) не замедлило с симметричным ответом: во внутреннюю политику вмешиваться никому не дадим! Был ли во вчерашних трагических событиях элемент внешней инспирации - еще только предстоит ответить нашим силовым органам. Мы попытались разобраться, стоит ли прислушиваться к явным и скрытым угрозам, больше похожим на постанову.
Итак, угрозы от так называемого “Джунд аль-Халифата” впервые в русскоязычном сегменте Всемирной сети появились в минувшую пятницу на сайте российского информационного агентства “Новый регион”. Там сообщались основные тезисы угроз: “В видеоролике четыре бойца в масках с автоматами и гранатометами стоят за читающим речь боевиком, в которой тот требует от правительства Казахстана отмены закона. По его словам, закон запрещает молитвы в государственных учреждениях и ношение платков”. Но как раз таки о платках в законе ничего сказано не было. Далее сайт приводит цитаты - заведомо невыполнимые требования спекулятивного характера:
“Если вы будете настаивать на вашей позиции, то мы будем вынуждены сделать ход против вас”, - сказал боевик, лицо которого на видео скрыто шарфом.
“Знайте, что политика, которой вы следуете, та же, что была применена в Тунисе, Ливии и Египте. Однако, как вы видели, это отразилось только потерями для тех, кто осуществлял ее”.
Самого видео никто из опрошенных нами экспертов не видел. Но везде была одна и та же фотография, якобы кадр из видеообращения. Те самые четверо в масках и один за столом, читающий послание (на верхнем снимке). Ссылка шла на сайт Site Intelligence. Что из себя представляет это агентство? Это служба, которая мониторит всю онлайн-активность террористических и околотеррористических группировок. И как отмечается во всех открытых источниках, служба эта некоммерческая. Да, действительно, на сайте была ссылка на новость: “Джунд аль-Халифат” угрожает казахским властям”, которая, однако, не открывалась. Сайт автоматически перебрасывает пользователя на страничку регистрации. Даже два раза пройдя подписку, написав несколько писем администрации и получив формальный ответ от автоматической же службы: “Мы скоро с вами свяжемся”, - видео мы так и не получили. Мониторинг всех русскоязычных ресурсов типа “Кавказ-Центра”, запрещенного в России (здесь часто размещают видеообращения так называемых полевых командиров), тоже особых плодов не дал. На сайте есть сообщение о такой угрозе, но администраторы “Кавказ-Центра” не называют “Джунд аль-Халифат” “братьями” и никак не комментируют их деятельность, что для портала нехарактерно и говорит только об одном: о “солдатах ислама” они знают не больше, чем мы с вами. И вообще, все ссылки по запросу “Джунд аль-Халифат” в доменных зонах com и ru (на английском и русском языках) связаны с одной только угрозой в адрес Казахстана.
Для того чтобы понять, в чем дело, мы связались с видным российским востоковедом и экономистом, научным руководителем Российского общества прикладного востоковедения и африканистики Саидом ГАФУРОВЫМ (на снимке). Посмотрев сообщения и фотографию, Саид Закирович сделал несколько предположений:
- В силу особенностей арабского языка (да и других - фарси, белуджи, пушту, урду) лингвистическая грань между именами собственными и нарицательными очень размыта. Строго говоря, даже “Братья-мусульмане”, “Лашкар-э-таиба” или “Аль-гамиат аль исламия” и “Аль-Кайеда” могут употребляться и как названия организаций, и как более общие понятия. Есть, конечно, исключения - “Моджахеддин-э-хальк”, например, в Иране массовая боевая организация с четко употребляемым названием. В этой связи многочисленные названия совершенно ни о чем не говорят сами по себе. То есть люди могут себе придумать название “Джунд аль-Халифат” для одной операции, для ведения переговоров с властями (на самом деле будучи членами иной организации), для оправдания раскола в связи с изменением структуры руководства, при переносе деятельности за границу и при создании новой мощной организации. Судить по названию нельзя ни о чем. Но, скорее всего, это не арабская организация - судя по неправильной грамматике ее имени. То есть это не прямая “дочка” “Аль-Кайеды”. Что касается фотографии, то, судя по оружию, которое они держат, можно предположить: это связано либо с Афганистаном, либо с Пакистаном, где распространено оружие китайского производства. Но, с другой стороны, возможны и среднеазиатские связи, прежде всего с Таджикистаном, где после гражданской войны у гражданского населения осталось много оружия. Иными словами, маловероятны связи с арабами, более вероятны - с восточными исламскими странами. Поэтому такое заявление может быть и фейком, но это маловероятно. Зато вполне возможно, что журналисты допустили ряд ошибок при передаче информации.
Сирийский журналист, директор Арабского центра обучения в странах Центральной Азии и Кавказа Басель Хадж ДЖАСЕМ (на снимке) также ничего не слышал про подобную террористическую ячейку:
- Первый раз про такую слышу! И никто не видел этот ролик, про который столько говорят. К тому же если он адресован Казахстану, то заявление можно было сделать как минимум на английском, но не на арабском, на котором они якобы говорят.
Эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ (на снимке) отмечает, что “ряд ошибок” допустили не только журналисты при трактовке, но и силовики, когда проводили операцию по поимке террористов:
- Ключевая ошибка в операциях по поимке террористов в Актобе и Алматы состояла в том, что их считали не террористами, а уголовниками. Но уголовники не будут взрывать себя гранатой или делать засады на спецназовцев. Отсюда такие большие потери. Такими людьми должен заниматься не “Сункар” и “Арлан”, а “Арыстан”, который для этого и готовят. Да и высшие чины МВД не могут руководить такими операциями, что и показала отставка вице-министра МВД Амантая АУБАКИРОВА. А сейчас антитеррористический бюджет будут давать КНБ, и это правильно, потому что терроризм - их прерогатива.
И пожалуй, самая главная вещь, которую, как считает Шибутов, неплохо бы принять за аксиому:
- Мы привыкли к тому, что все террористы - “импортные”, и с ними можно договориться. А ведь за эти годы подросли уже и свои. Свои, кстати, действуют по по “дагестанскому сценарию” - уничтожение представителей власти, а не захват заложников и выдвижение требований. Что касается случая в Атырау, то я не могу утверждать, но похоже на то, что это “остатки” той ОПГ, которую выловили в конце августа. Даже сами прокуроры тогда отмечали, что у них на вооружении уже были самодельные взрывные устройства. Видимо, кого-то недоловили. Это похоже на месть. Слухи о ней ходили по городу (Атырау. - З. А.) за несколько дней до этого.
Бояться или нет - это личное дело каждого, но быть осторожным стоит. Пожалуй, такой вывод можно сделать из аккуратных заявлений экспертов, которым пока приходится оперировать лишь гипотезами и обрывочной информацией из нефтяной столицы.
- Концентрация этих терактов в Западном Казахстане либо связана с тем, что сами террористические структуры слабо организованы, слабо подготовлены и не обладают ресурсами для переноса своей деятельности в политический центр, либо по каким-то своим внутренним политическим соображениям давят именно на региональную власть, - считает Рустам БУРНАШЕВ (на снимке), аналитик Института политических решений.
А вот Досым САТПАЕВ (на снимке), директор оценки группы рисков в Казахстане, уверен:
- Даже в сфере террористической инфраструктуры есть такое понятие, как франчайзинг. То есть если речь идет именно о той угрозе в Интернете, то она аморфная - сама организация себя никак до этого не проявляла. Но, как показывает опыт других стран, уже факт таких угроз - даже на уровне информационной “утки” - говорит о том, что кто-то пытается использовать существующие страхи. Получается, что внутри самого Казахстана есть потенциальные источники напряженности. И любые угрозы - даже виртуальные - должны восприниматься и властями как серьезные предупреждения, а не как “утка” со всеми вытекающими последствиями.
Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта Site intelligence, Алматы