7929

Мурат ТЕЛИБЕКОВ: Коррумпированный чиновник страшнее экстремиста

Есть ли у нового закона о религии слабые мес­та? Где можно пройти курс обучения на имама? Кто принес беды казахстанским кришнаитам? На эти и многие другие вопросы наших читателей отвечает председатель Союза мусульман Казахстана Мурат ТЕЛИБЕКОВ (на снимке).

Роза, Талгар:
Я считаю, когда молодые люди - верующие - начинают надевать хиджабы и носить бороды, это возвращает нашу страну назад, в средневековье. Они похожи на зомби. Почему Союз мусульман поддерживает таких людей?
- Прежде всего Союз мусульман поддерживает право людей на личную свободу, если она не ущемляет свободу других людей. В дремучее средневековье нас возвращает не старомодная одежда, а невежество людей, считающих себя вправе определять - кому в чем ходить. Поверьте, ни один религиозный фанатик или экстремист не сравнится по своей вредоносности с коррумпированным чиновником. Не там ищете главный корень зла, дорогие соотечественники!
Вспомните шымкентских детей, зараженных СПИДом. Разве это дело рук “Аль-Кайеды”, “Хизб-ут-Тахрир” или салафитов?! Вспомните трагедию Кызылагаша, когда погибли десятки ни в чем неповинных людей! Неужели в этом виновны свидетели Иеговы или кришнаиты?!

Марина Талиповна, Талгар:
Слышала, что в этом году Казахстану выделено 15 тыс. квот для хаджа. На мой взгляд, поедет гораздо меньше людей. Почему мы не можем найти официальную информацию об этом? Как можно попасть в число паломников?
- В Казахстане давно уже наблюдается стремление отдельных людей и ведомств установить монополию на хадж. Свидетельство тому - непомерно высокая стоимость паломничества. Уверен, что значительная доля вины лежит на ДУМК. Есть надежда, что вновь созданное Агентство по делам религий наведет в этом деле порядок. Его председатель - Кайрат ЛАМА ШАРИФ - производит впечатление порядочного человека, и тот факт, что он решился бросить вызов ДУМКу, импонирует мне.

Jeztyrnak (вопрос с сайта time.kz):
Правда ли, что Союз мусульман Казахстана официально не зарегистрирован в Министерстве юстиции, то есть является нелегальной организацией?
- СМК создан в 2001 году, официально организация зарегистрирована в 2005 году в Министерстве юстиции. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) пыталось лишить нас регистрации в судебном порядке, но потерпело неудачу. С тех пор в прессе упорно муссируются слухи о нашем якобы нелегальном статусе. Когда это не срабатывает, нам инкриминируют связь с американской и английской разведками, пакистанскими моджахедами, иранскими фундаменталистами и саудовскими ваххабитами. К сожалению, год назад Комитет по делам религии при Минюсте РК дезинформировал Госдепартамент США, заявив, что СМК не имеет официальной регистрации. По этой причине был сорван визит группы американских государственных деятелей, которых мы пригласили в Астану на закладку первого камня казах­станско-американской мечети.

Сергей Леонидович, Алматы:
Как вы считаете, после вступления в законную силу нового закона о религии не начнутся ли гонения на небольшие религиозные объединения? Не останутся ли у нас в итоге легальными лишь традиционный ислам и христианство (православие)? Хорошо ли это?
- К сожалению, традиции политической жизни Казахстана в том, что нам все время приходится догадываться об истинных намерениях власти. Мы часто становились свидетелями того, как ее слово расходится с делом. Я не думаю, что начнется тотальное гонение на религиозные объединения. Все мы прекрасно понимаем, что события в арабском мире подтолкнули наши власти к решительным действиям. В Казахстане есть отдельные субъекты, действия которых вызывают опасения. Свидетельство тому - разросшиеся масштабы деятельности, многочисленная паства, проникновение во власть адептов веры, многомиллионные финансовые обороты. А эта сила рано или поздно займется политикой и устремится во власть. Такие попытки будут происходить непрерывно. Видимо, в Астане решили, что пришло время для “хирурги­ческого” вмешательства.

Кстати, гонения на религиозные организации были и раньше - вспомните историю общины кришнаитов, дома которых в Алматинской области несколько лет назад были разрушены.
- В основе этого конфликта лежали отнюдь не какие-то политические или религиозные мотивы, как я думал раньше, а меркантильные интересы отдельных чиновников, которым просто приглянулись земли, занятые кришнаитской общиной. Как стало известно из уст самих членов общины, все давление на них прекратилось после того, как небезызвестный Рахат АЛИЕВ покинул Казахстан. Это надо понимать так: на откуп одному человеку отдавались судьбы тысяч людей!

Бахтияр, Талгар:
Существуют ли в Алматы курсы по подготовке имамов? Как стать слушателем этих курсов? Какие порекомендуете вы?
- Курсы по подготовке имамов существуют при ДУМК. Это - единственные курсы, других нет.

Ермек ЗАКИРОВ, Алматы:
Представители Агентства по делам религий хотят, чтобы в Казахстане в религиозных организациях вели службы и читали проповеди граждане Казахстана. Считаю, что это правильно - иностранцы порой сеют ересь внутри казахстанской паствы. А как думаете вы?
- Это - идея Союза мусульман Казахстана, и я рад, что агентство прислушалось к нашему мнению. На мой взгляд, религиозными организациями на территории РК должны руководить граждане Казахстана, ибо это кардинально меняет политику религиозного объединения. Почему, к примеру, казахстанские православные христиане сами не могут выбирать своего митрополита? Почему решение об этом принимается в Москве? Вроде бы наивный, детский вопрос, но я не нахожу на него убедительного ответа. Почему казах­станскими католиками или иудеями не могут руководить наши соотечественники?

Сакен МАКЕНОВ, Усть-Каменогорск:
Приверженцем какого направления ислама вы являетесь? Почему вы так активно занимаетесь политикой? Разве это удел правоверного?
- Сложный вопрос. Для меня это все равно, если бы спросили: от кого вы больше родились - от мамы или от папы? В священном Коране ни слова не сказано о суннитах и шиитах, так же, как и в Библии ничего не говорится о православных и католиках. Все мы - плоды Божественного замысла. А вся эта междоусобица, сегрегация, расчленение - следствие глупости, косности и невежества.
Почему я занимаюсь политикой? Потому что именно политика позволяет решать самые насущные проблемы человеческого общества. Политика - это не только борьба за власть. Политика - это чистые улицы, справедливые законы, разумная экономика, борьба с мздоимством и наркотиками. Политика - это помощь старикам и обездоленным, качественное образование, гуманное здравоохранение, экология. Если религия отворачивается от всего этого, это уже не религия.

Вопросы газеты “Время”:
После выхода публикации об акиме Сузакского района, который заставляет местных мусульман сбривать бороды, в редакцию написал письмо местный имам, который присутствовал на той встрече с акимом. Он утверждает, что аким никого не заставлял сбривать бороды. Что вы думаете по этому поводу? Проверяли ли вы эти факты?
- Информация поступила из филиала СМК в Южно-Казахстанской области, куда обратились за помощью сузакские мусульмане. Ерлан БЕКТЕМИРОВ, директор этого филиала, - человек порядочный, мы всецело доверяем ему. Здесь нет повода для сомнений. Однако у нас гораздо больше оснований не доверять чиновникам. Я не исключаю, что аким попросил имама написать такое письмо - такие способы у нас широко распространены.

В чем, на ваш взгляд, слабые места закона о религии?
- В запрете на молельные комнаты в тюрьмах. Считаю, это - ошибочный шаг. Мне кажется, что именно такие заведения лучше всего снижают социальную напряженность. Думаю, что государство, напротив, должно поддерживать их - конечно, под собственным контролем, не допуская, чтобы они попали в руки экстремистски настроенных людей. Религия - как ядерная реакция. Она может светом и теплом наполнить наши дома. Но, с другой стороны, если она попадет в руки неразумных людей, ее можно превратить в ужасающее оружие.

Маке (вопрос с сайта www.time.kz):
Вы так похожи на Абсаттара ДЕРБИСАЛИ (Верховный муфтий РК. - В.Б.). Вы случайно не родственники?
- Абсаттара Дербисали считаю своим последователем, но отнюдь не родственником. В принципе он - неплохой мужик. Бывает, что временами уходит в сторону или вов­се пропадает с моего горизонта, и тогда, обеспокоенный внезапным исчезновением, я бросаюсь на поиски, вытаскиваю муфтия на свет божий и делаю ему суровое внушение. Я человек горячий, могу ненароком дать подзатыльник. Но мусульмане на меня не обижаются - знают: наказываю любя.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть