7419

Беспомощная “скорая”

Работники Карагандинской станции скорой медпомощи в один голос заявляют: ее директор Жаксылык БЕКЕМБАЕВ и чиновники из облздрава не исправили ситуацию, которая весной нынешнего года чуть не переросла в забастовку. Большая часть данных людям обещаний так и осталась на бумаге.

На прошлой неделе работники сразу нескольких станций скорой помощи вновь обратились к журналистам, чтобы поведать о своих проблемах. Но если весной чиновники замяли конфликт, сославшись на то, что люди обвиняют их голословно, то в этот раз врачи и водители “неотложек” вооружились документами. Они получили ответ из инспекции финконтроля, которая по их обращению провела проверку деятельности областной станции скорой помощи, а также заключение санэпидемиологов.
Оба контролирующих органа нашли нарушения в работе чиновников от медицины. Санэпидемиологи признали, что условия труда на подстанции № 5 не соответствуют санитарным нормам и даже пообещали передать дело о приостановлении ее работы в экономический суд.
- У всех наших коллег в других регионах есть обеденные перерывы. Мы же кушаем на ходу, - говорит врач скорой помощи Марина ДРОВОВОЗ. - На станциях спим вповалку на старых кушетках, как гастарбайтеры! Да еще и холодно у нас. Отопления нет. Мы ждали, когда же будет судебное заседание, но выяснилось, что документы в экономический суд вообще не поступали! Чиновники облздрава замяли эту проблему...
В бумаге за подписью начальника инспекции финансового контроля по Карагандинской области Азамата АХМЕТОВА приводятся малоприятные факты: “Контролем правильности начисления отпускных установлено, что начисление за период с 1 февраля по 1 июля производилось в нарушение требований постановления правительства. В результате чего недоплата по отпускным за указанный период составила 596,2 тысячи тенге… За этот же период недоплата за психоэмоциональную нагрузку и вредность составила 291,5 тысячи тенге”.
- Когда мы первый раз обратились к министру здравоохранения Салидат КАИРБЕКОВОЙ по поводу того, что нам не платят за психоэмоциональные нагрузки, она на своем блоге ответила, что платить нам должны, - говорит врач скорой помощи Гульнара КАЛИЕВА. - Однако через какое-то время, после того как облздрав отчитался, министр прислала нам уже другой ответ: не должны. Почему? Ведь в Трудовом кодексе написано, что нам должны доплачивать!

- Каждому из нас недоплачивают отпускные - от 30 до 54 тысяч тенге, - добавляет врач-педиатр Татьяна КУДАШКИНА. - Финконтроль пишет, чтобы нам выплатили деньги. Начальник финконтроля объ­ясняет нашему директору, что он не прав, чтобы он отдал людям деньги. Но тот встал в позу и не хочет ничего слышать!
Финконтролеры подтверждают жалобы медиков о нехватке медпрепаратов: “План госзакупок по мед­инструменту и медикаментам составляется согласно заявкам, однако объем госзаказа администратором программы выделяется не в полном объеме”. Ответ из финконтроля был получен в сентябре - спустя полгода после начала конфликта и клятвенных обещаний исправить ситуацию.
- Был случай: 22-летний парень оказался на грани жизни и смерти, - вспоминает Гульнара Калиева. - Ему надо было ввести 3 ампулы адреналина, а у меня в сумке было только 2. Я на свои деньги купила недостающую ампулу в ближайшей аптеке. Так вот, мне один известный карагандинский правозащитник сказал, что я неправильно поступила. Не надо было тратить свои деньги! А он бы потом защитил мои права в суде, если бы меня обвинили в смерти парня. Так и сказал: “Ну и пусть бы он умирал, я бы отстоял вашу правоту в суде!”
В беседе с нашим корреспондентом врачи вспоминали и другие ужасные случаи. Например, о том, что у них не было обезболивающего, когда требовалась помощь пострадавшему в ДТП водителю с открытым переломом ноги. Или в сумке был лишь морфин, а на руках у молодой мамы умирал грудной ребенок.
- У нас есть деньги от платных вызовов. В городском маслихате было озвучено, что у нас на 2,5 миллиона тенге платных вызовов только за последние несколько месяцев, - вступает в разговор фельдшер центральной подстанции Люция МАМЕКОВА. - Мы этих денег не видим. Куда они ушли? Заместитель начальника областного управления здравоохранения Толеген САДВОКАСОВ заявил: средства истрачены на покупку канцелярских товаров. На 2,5 миллиона тенге купили скрепок и бумаги?! Почему на эти деньги нельзя даже элементарных средств гигиены купить? У нас же на станциях нет даже порошка и мыла! Чем я должна чистоту на подстанции поддерживать? Из дома приносить?!

Не меньше проблем и у водителей “скорой помощи”.
- Как шум пошел, нам начали давать запчасти. Но они или вообще к машине не подходят, или их дают с задержкой в полтора месяца. То есть нас подводят к тому, чтобы мы нужную запчасть купили за свой счет, - рассказывает водитель “скорой помощи” Муса УМАЛАТОВ. - А если я поставлю машину на ремонт, тогда в конце месяца ничего не получу. А я - водитель первого класса!
- Бензин рассчитан так, чтобы я до вызова доехал и обратно, - добавляет водитель Валерий ШАТНЫЙ. - А пока больного заносят, я должен салон прогреть - это не в счет! Зимой у больных зуб на зуб не попадает: я сижу в кабине и слышу, как у них зубы стучат! А мы возим детей, беременных, стариков...
Но на этом проблемы “скорой” не кончаются. Тем, кто участвовал в весеннем бунте, создают невыносимые условия работы. Причем делается это открыто.
- На пятиминутке Бекембаев так и сказал: раз вы пишете на меня жалобы - я не буду вам платить за переработку. В общем, мы решили: если в этот раз наши проблемы не урегулируют - мы будем вынуждены выйти на забастовку! - подытожили работники “скорой”.
стати, на днях дисциплинарный совет при управлении здравоохранения Карагандинской области вынес решение уволить начальника юридического отдела управления здравоохранения Зарем ДОСЖАНОВУ. Она попалась на том, что вымогала 500 долларов у частного предпринимателя за ускоренную выдачу лицензии на занятие фармацевтической деятельностью.

Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, perkhalsky@mail.ru, фото автора, Караганда

P.S. Когда материал был готов к печати, стало известно: директор станции скорой помощи Жаксылык Бекембаев написал заявление об увольнении по собственному желанию, хотя до сих пор исполняет свои обязанности.
И еще одна деталь. По словам водителей “неотложек”, после того как наша газета написала о намерении дорожных полицейских оштрафовать их за превышение скорости (см. “Вот тебе, крест!”, “Время” от 19.10.2011 г.), сотрудники дорожной полиции стали более внимательно относиться к мчащимся по улицам города машинам с красными крестами.
- На днях мы везли больного ребенка. На одном из перекрестков сотрудник дорожной полиции, завидев нашу машину, остановил движение, чтобы пропустить нас. Раньше такого никогда не было! - говорит врач-педиатр Татьяна Кудашкина. - Жаль, конечно, что по вине нашего руководителя большая часть вины за штрафы легла на дорожных полицейских. Мы не желаем им зла и видим, что они готовы к диалогу.

Поделиться
Класснуть