5099

Выйти из сумрака!

Замороженный свет”, или Freezlight, - это сравнительно новая забава профессиональных и не очень фотографов. Суть волшебства кроется в том, что в полной темноте с помощью фонарика при съемке на большой выдержке можно запечатлеть на снимке световые абстракции. Все объекты фотограф воспроизводит сам, превращаясь немного в художника-лучиста.

В Алматы мастер-класс по фризлайту провел Михаил ЧУРКИН (на снимке), фотограф из Санкт-Петербурга. На счету Михаила участие в международном фестивале современной фото­графии FUTURESpectives, сотрудничество с музыкантами Сергеем ДЕМИДОВЫМ (Stability Name), Lady Waks (In Beat We Trust), создание официального постера для испанского фестиваля короткометражного кино Can Parera’08 - и все это в технике фризлайта. В южной столице Михаил не просто оценивал способности местных начинающих фризлайтеров, но и стал главным гостем на открытии выставки по итогам фотоконкурса в жанре Light Painting. В конкурсе приняли участие более 100 работ фотографов из Казахстана, Киргизии и Грузии.
Свет вместо краски! - это было главным девизом лучистов. Для начала сгодится источник света попроще - зажигалка, экран мобильного телефона, простой фонарик. Главное здесь - не дороговизна оборудования, а смысловая ценность световой задумки. После мастер-класса и вручения призов победителям каждый желающий мог сам попробовать свои силы в жанре фризлайта.

- Михаил, как вы оцениваете технику казахстанских фото­графов в стиле фризлайт?
- Приятно радует то, что есть начинания, есть желание работать в новом направлении, достаточно сложном и технически, и художественно. Уровень работ? Могу сказать, что есть потенциал у ваших ребят. Вижу, что люди снимают какие-то небанальные вещи. Возможно, им не хватает технической базы для самовыражения.

- Многие мои знакомые фотографы говорят, что истинному художнику достаточно мобильного телефона, чтобы сделать хороший снимок. Во­ображают?
- Все правильно: если фото­граф в душе художник, то рисовать светом ему будет просто. Это правда. У меня самого были не самые выдающиеся художественные способности, но я стал это развивать. Стал рисовать в день минимум по 100 эскизов...

- Вы из Питера, и хотя “этот город - самый лучший город на земле”, там же мало солнечного света. Вы светографикой решили восполнить этот дефицит?
- Нет (смеется). Я пришел к этой фотографии через эксперимент. Начинал как клубный фотограф, снимал все время при недостатке света, и об этом говорил и мой редактор. Я решил поставить ряд опытов, чтобы посмотреть, какая оптимальная выдержка для съемки в клубах. И в какой-то момент увидел, что проезжающие машины оставляли свет. Я подумал: а что если взять фонарь и попробовать нарисовать что-нибудь? Сначала нарисовал треугольник, потом квадрат. Стало ясно: все, что можно нарисовать на бумаге, можно нарисовать и в воздухе. Когда я это понял, накупил фонарей, вышел на Дворцовую площадь и сделал свою первую серию. С тех пор прошло четыре года.

- Что общего у фризлайта с лучизмом, кроме идеи - рисуем светом?
- Мы оттуда позаимствовали теорию о свете: как он делится, о его структуре, его преломлении. Но так как мы живем в современном мире, то эта теория к нему с натяжкой применима. У нас уже своя философия, свои критерии, свои правила. Мы стараемся избегать фотошопа - это правило номер один. Хотя многие говорят, что фотография напоминает компьютерные эффекты, идея создания сложных световых рисунков заключается в том, чтобы не использовать технологии фотошопа, а сделать все своими руками.

- Откуда вы черпаете идеи для снимков?
- В Петербурге - из Петербурга. Очень часто - от людей. В разговорах какие-то рождаются идеи. Вот завтра я, например, собираюсь в Алматинскую область поснимать обсерваторию. Просто я участвую в проекте поиска внеземной цивилизации. Они обрабатывают сигналы, которые поступают из космоса. Я тут - волонтер. И вот у меня, поскольку я участвую в этом проекте, возникло желание поехать в обсерваторию и нарисовать там что-нибудь на эту тему.

- Помимо того, что вы художник, вы все-таки фотограф, мыслящий эмпирическими единицами - то, что можно потрогать, увидеть, запечатлеть. Как это соотносится с вашими забавами установить связь с инопланетным разумом?
- Конечно, как фотограф, я в первую очередь смотрю ракурс, фактуру, все, что меня окружает. И уже потом понимаю, что можно нарисовать, то есть дорисовать к уже существующему. Конечный мой продукт - фотография, а фотография - это образ. Поэтому сначала образ, а потом уже то, что можно потрогать…

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть