7528

Талгат АКУОВ: Финпол всегда будет в шоколаде...

Финансовая полиция подписывает меморандумы с предпринимателями, СЭС обещает бизнесменам дать возможность самим решать, когда их проверять. Но “субъекты МСБ” с явной опаской относятся к таким “подаркам”. Президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Талгат АКУОВ (на снимке) уверен: эти опасения небезосновательны.

- На прошлой неделе между финансовой полицией и “Атамекеном” был подписан меморандум о сотрудничестве. Вы верите в этот “творческий тандем”?
- Сотрудничества с финансовой полицией у бизнесменов априори быть не может - задачи у них разные. Это очень странная договоренность, у финпола всегда есть претензии к бизнесменам. И что, их сейчас стало меньше? Или мы какую-то индульгенцию получим от компетентных органов? Или финансовая полиция хочет себя застраховать, а бизнес настолько ослабел, что готов подписывать любые бумаги? Немало бизнесменов и банкиров сидят по тюрьмам непонятно за что. А все дело в том, что у нас законы такие, что изначально создают коррупционную среду, ими (с помощью того же финпола) легко оправдать любой кризис, обвинив в нем каких-нибудь недобросовестных руководителей строительных компаний. А по сути - никто же не виноват, кроме самого государства, не сумевшего вовремя обеспечить подушку безопасности.
Мы который год подряд поднимаем вопрос, чтобы по аналогии с США в Казахстане было создано агентство по делам бизнеса: в нем сейчас острая необходимость. Такой орган существовал в 1991 году, но потом его закрыли, и теперь предприниматели выживают сами по себе: сами себя обеспечивают работой, зарплатой, защитой… Чтобы хоть как-то выровнять положение, нужно создать из среды бизнеса небольшой аппарат при президенте, как в Америке, который  должен контролировать все процессы. Без него ни один орган правительства не имеет права выносить на рассмотрение парламента какие-то законопроекты.

- Переформатированная партия “Ак жол” предприняла попытку аккумулировать интересы бизнесменов.
- В любой программе любой партии есть слова о поддержке малого и среднего бизнеса.

- Но у “Ак жола” все под  это заточено.
- А толку? Никакой роли это не играет. Все депутаты, все партии согласны с существующим законодательством. Все считают, что законы нормальные. А страдает именно малый бизнес. У нас малый бизнес - это 50 человек при обороте 300 тысяч долларов в год. А в Южной Корее - до $3 млн. оборот, в Германии - до 10 млн. евро. У нас уже больше 10 лет ничего не меняется. Нет никакой эволюции в законодательстве: как изначально приняли немыслимый Бюджетный кодекс, так и продолжаем по старинке эту волынку тянуть. Мы давно говорили, что таким кодексом загубим на корню весь малый бизнес. Как народ платит у нас один процент вместо трех положенных по Налоговому кодексу, так и будет платить. Никто кассу не пробивает, по вечерам чеков не добьешься ни в одном магазине. В законодательстве заложен весь коррупционный механизм. К тому же у нас слишком завышены налоговые требования: социальный налог 13 процентов, а, к примеру, в Китае  он всего полтора процента. И вот результаты: в Казахстане доля малого бизнеса в ВВП составляет 17 процентов, а еще три года назад эта цифра была почти вдвое больше  - 33 процента. Президент говорит, что необходимо ее довести до 40, а мы падаем... Какой уж тут рост!

- Вы говорили об уголовных делах против бизнесменов. Одним из громких было “дело статистиков”. Серика ТУРЖАНОВА, главу фирмы “КИIК”, обвинили в махинациях со средствами, выделенными на  изготовление переписных бланков. Тогда за Туржанова заступались коллеги по цеху. Но он был признан виновным и осужден на девять лет…
- По бизнесу там все чисто - не подкопаешься. Это все чиновничьи игры.  Туржанов резко выступал с критикой ситуации по законодательству, и ему надо было просто заткнуть рот. Это был своего рода показательный процесс, чтобы все знали: если кто-нибудь станет выступать - сядет. Нашли нарушения еще со времен, когда он возглавлял Казкосмос. При этом тогдашний премьер-министр Даниал АХМЕТОВ гуляет где-то в ОАЭ - даже уголовного дела на него не завели! А Туржанова обвинили в хищениях. Вполне возможно, что деньги вышли из бюджета и вернулись в Астану другим путем, но, понятное дело, стрелочник нужен был.

- Тем не менее истории с бланками для переписи населения никто не отменял.
- Доказательств никаких не было: все “дело” было шито белыми нитками. Как можно было 17 тенге за бланк признать незаконными, если 5 министров поставили подписи под документами?! В предыдущую перепись вообще по 18 тенге покупали. И это еще один пробел в законе - нужно определить при госзакупках верхнюю границу, максимальную цену. Ведь можно и за 3 тенге бланк купить в Китае, можно и за 10 - здесь, и за 18 - в Германии. Бланки разные бывают, бумага, печать… Надо обозначить границы. У нас любого так можно посадить. Все акимы сегодня строят дороги - и меньше чем по 3 тысячи тенге за квадратный метр никто этого не делает в Казахстане. И что,  давайте теперь всех акимов сажать? При строительстве не меньше десятка посредников, поэтому цена и растет. Плюс закладывается сразу маржа чиновников. Финпол в этой ситуации всегда будет в шоколаде!

- На днях еще один страшный для бизнесменов орган - СЭС -  пообещал во время “круглого стола”, что отныне предприниматели смогут устанавливать сами время проверок. Вы в это верите?
- Ну это бред. Я вообще предлагаю отобрать эти функции у СЭС  и усилить общество защиты прав потребителей. 4-5 человек, что занимаются этим в СЭС, все равно не могут физически всех охватить - только “унавоживают” коррупционную почву. Вот я был в Южной Корее - там нет СЭС, а живут же как-то! Это советский пережиток.

- Сегодня предпринимательское движение - какие-то кружки по интересам: здесь - союз предпринимателей, там - ассоциация. Может, стоит единым фронтом себя отстаивать?
- У нас 700 ассоциаций, но государство с ними не работает. И будь их 1000 или, наоборот, всего две, ничего не изменится. Раньше хоть акимы с нами работали, президент встречался с бизнесменами регулярно, выслушивал, разговаривал...

- Что должно случиться, чтобы во взаимоотношениях бизнеса и  государства исчезла коррупционная составляющая?
- Должны быть нормальные законы, которые устраняли бы коррупционную составляющую. Зачем такие налоговые требования, по которым люди не платят? Налоги у нас в три раза выше допустимых норм. Выход один - уйти в тень. Сегодняшняя фискальная система зажимает предпринимательскую инициативу, убивая всякое желание работать на благо страны.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть