7847

Труба - народу!

Костанайское РОВД поставило своеобразный рекорд - семь раз его сотрудники отказывали в возбуждении уголовного дела.  А суды и прокуратура всякий раз эти отказы отменяли. Почему же полицейские упорствуют? Члены дачного кооператива “Железобетонщик” подозревают: потому что речь идет как минимум об 11 миллионах…

Затянувшемуся скандалу скоро исполнится год. Итак, с одной стороны - несколько сотен костанайских дачников во главе с председателем общества Кумаром САЛКЕНОВЫМ (на снимке), а с другой - костанайский облдепартамент автодорог Минтранскома РК. На стороне чиновников играют и местные силовики, которые тайно и явно помогают им уйти от ответов на неприятные вопросы. Главный из них: “Где деньги, Зин?
И скучно, и грустно было бы на территории “Железобетонщика”, если бы к нему еще в 1979 году не протянули водовод. Это сооружение верой и правдой служило дачникам, обеспечивая полив редиски со смородиной, пока в Костанае не началась реализация грандиозного проекта по строительству огромного моста и расширению автодороги, прилегающей к дачному сообществу. В связи с этим власти приняли решение демонтировать старый водовод и построить новый. Работы по демонтажу были поручены частной компании “Батыс Курылыс”, с чем она справилась в сжатые сроки. А дальше началось непонятное. На разрезанные трубы длиной в несколько километров тут же нашлись охотники - под покровом ночи неизвестные люди стали их вывозить.
- Меня среди ночи сторож разбудил телефонным звонком, и я тут же помчался на дачи, - рассказывает К. Салкенов. - Бульдозерист и погрузчики на мои крики внимания не обращали. Пришлось вызвать полицию. Тогда на месте появился замдиректора департамента автодорог Нурлан МОЛДАТАЕВ. Он кричал и вел себя вызывающе. Несмотря на отсутствие каких-либо разрешительных документов, этот чиновник распорядился нашей собственностью, которая стоит немалых денег.
По документам стоимость демонтированного водовода составляет 16 миллионов тенге. Дачникам удалось отстоять лишь куски труб, которые стоят примерно 5 миллионов. В чьем же кармане оказались одиннадцать?

Тут ведь вот что интересно: ни в одном из документов, связанных со строительством, ни слова не сказано о том, кто и что должен делать с демонтированным водоводом. Не предусмотрено в проектах и средств на дальнейшую с ним возню. Дачники уверены, что должны были сами распорядиться трубами, ведь водовод когда-то, 30 с лишним лет назад, был построен на их деньги.
- Да мало ли как мы могли их использовать? - горячится Кумар Салкенов. - Вон сколько порывов на внутренней водопроводной сети! Не пропало бы добро. Вот на общем собрании мне и дали наказ: “Защищай нашу собственность!”
Расценив действия чиновников департамента как хищение, Салкенов обратился с заявлением в полицию. И началось… Не будем утомлять читателя ни описанием длительных препирательств, ни цитатами из многостраничной переписки. Скажем лишь, что в судах (через которые были опротестованы полицейские бумаги) было неоднократно установлено: дознаватели работали вяло, а постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Салкенова вынесены преждевременно. Так все тянулось до августа этого года, когда следователь Костанайского РОВД вынес шестое отказное постановление, а потом, не дождавшись его отмены, состряпал седьмое. Возмущенные дачники ощущали себя совершенно потерянными - как ежики в беспросветном тумане.
В трубные разбирательства оказался втянут даже депутат мажилиса Валерий ВИШНИЧЕНКО, к которому отчаявшиеся садоводы обратились со слезной жалобой на произвол чиновников и полицейских. Мажилисмен известил о безобразиях Генпрокуратуру, оттуда пришло гневное письмо в прокуратуру Костанайской области: “разобраться в кратчайшие сроки”, “обеспечить”, “привлечь”… И что же? А ничего!
Изобретательности следаков и чинуш можно позавидовать. Видимо, устав придумывать “откорячки”, они явили миру самый удивительный аргумент в пользу своей правоты: 26 августа этого года дознаватель Д. АБДЫКАЛЫКОВ в очередном постановлении, утвержденном прокуратурой, сослался на договор между заказчиком (департамент автодорог) и подрядчиком (ТОО “Казах­строй”): “Любые находки, представляющие исторические или другие интересы и имеющие ценность, обнаруженные на участке, являются собственностью государства. Генподрядчик должен уведомить заказчика о таких находках и передать их по акту…”. Представьте себе: оказывается, три десятка лет торчавший на виду у всех водовод - находка! Что ж, в каком-то смысле с этим можно согласиться.

Костанайский облдепартамент автодорог продолжает утверждать, что у дачного общества нет никаких прав на спорное имущество. Представители департамента в доказательство ссылаются на справки из ЦОНа: согласно им право собственности на водовод ни за кем не зарегистрировано. Подобные эскапады адвокат Саги БАЙТУРСУНОВ, представляющий интересы садоводов, считает как минимум некорректными:
- Водовод не может быть зарегистрирован в управлении юстиции, потому что не является ни землей, ни недвижимостью. Документы на это гидромелиоративное сооружение зарегистрированы, как положено, в облуправлении сельского хозяйства.
А тем временем председатель “Железобетонщика” Салкенов тщательно собирает сведения о том, куда растаскивается похищенное, с точки зрения дачников, имущество. По его сведениям, часть труб была использована при строительстве двух водоводов в соседних дачных обществах. Часть - при строительстве того самого грандиозного моста…
- А ведь наверняка проектно-сметной документацией использование на этих объектах наших старых труб не предусмотрено, - размышляет председатель. - То есть вполне возможно, кто-то уже здорово сэкономил на объектах государственной важности. Вот только почему-то я не верю, что эта информация будет интересна нашим компетентным органам…

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть