8068

Кормите лучше - не улетят?

Институт политических решений провел заседание на животрепещущую тему - чемоданные настроения в казахстанском обществе. Собрались, разумеется, те, кто не уехал.

Зачем вообще собрали это заседание? Затем, что, по мнению специалистов ИПР, эмигрантские настроения в социуме постоянно растут, и это не может не тревожить: ведь уезжают не последние люди. Для начала эксперт ИПР Андрей СКУРАТОВ презентовал результаты социологического опроса “Эмиграционные настроения: портрет потенциального эмигранта”. Исследование охватило 16 городов страны - Астану, Алматы и все областные центры. Согласно опросу когда-либо задумывались об отъезде 28,5% казахстанцев.

- Вроде бы не тревожная цифра, - отметил Андрей Скуратов (на снимке). - Но если делать проекцию на республику, то это два с половиной миллиона городского населения!
За кадром, правда, остался отнюдь не праздный вопрос: сколько миллионов могут увезти с собой эти два с половиной миллиона.
Когда люди уезжают - это, конечно, плохо, но если человек может вернуться (или его могут вернуть), то материальные активы, как правило, остаются в лучших краях навсегда. К примеру, известный эмигрант Виктор ХРАПУНОВ (экс-мэр Алматы. - Т.Б.) один стоит сотен тысяч, если не миллионов рядовых казахстанцев - которые без купюр. Более того, у некоторых товарищей, которые еще тут, все, что они нажили непосильным трудом, уже давно там.
Интересно, что 30,4% от тех, кто решил покинуть страну, намереваются сделать это в ближайшие три года, а 43,1% респондентов указали, что их окончательное решение будет зависеть от ситуации в стране.
- Это те люди, которые надеются на перемены, - заметил Скуратов. - Государству следует обратить внимание на эту группу, чтобы стабилизировать ситуацию.
Рекомендация интригующая, если учесть тот факт, что государство обычно обращает внимание на разные общественные группы сугубо эффективным реагированием финполиции и других быстро­возбудимых органов (это тем актуальнее, что сектор малого и среднего бизнеса показал наибольшее стремление к эмиграции - 22%). Пришли, проводили куда надо - и нет потенциального мигранта.

- Вы говорите, что люди ждут перемен, а я, наоборот, их опасаюсь! - несколько неожиданно заявил старейшина отечественного интернетостроения Александр ЛЯХОВ (на снимке). - Тут уже попривык, знаешь, где и как сделать, а что будет потом, неизвестно.

И Ляхов, и страховой омбудсмен Виталий ВЕРЕВКИН (на снимке) оговорились: если даже их и посещали мысли о переезде, то Россия - последнее место, где бы им хотелось жить. Это, в общем, не­удивительно, учитывая муд­рую политику Владимира Владимировича ПУТИНА. Но вот что любопытно: 44,3% участников опроса собираются двигать именно в РФ. Представляете, каково им здесь, если они хотят туда, куда Ляхова с Веревкиным на аркане не затащишь?

По местам все расставил писатель Канат КАБДРАХМАНОВ (на снимке):
- В Казахстане не происходит ничего интерес­ного, ничего не изобретается. Это - глубочайшая провинция, в которой уважающий себя человек жить не хочет. И люди уезжают отсюда, заранее зная, что их ждет горький хлеб чужбины. И все равно, это гораздо менее тяжелое испытание, чем продолжение унылой, беспросветной, безрадостной и главное - бессмысленной жизни здесь.
Подытожив тем самым основные достижения Казахстана за годы независимости, Кабдрахманов поз­же заметил: массовые миграции отмечались исторически только в совсем уж тяжелые времена - типа мора или войны.

- Надо сказать, что в Казахстан никогда не приезжали люди по своей воле, - отрезал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ (на снимке). - Сюда или загоняли силовыми способами, или специальными программами. Как только заканчивалось внешнее влияние, люди сразу начинали уезжать. То есть без специальных мер сальдо миграции у нас всегда будет отрицательным. И обсуждать тут, собственно, нечего - надо или повышать качество жизни, или люди будут бежать и бежать. Как говорится, кормите лучше - не улетят!

Не остался в стороне и вопрос качества как эмигрантов, так и иммигрантов. По мнению спикеров, если уезжают, преимущественно хорошие мозги, то приезжают - ни то ни се.
А вот ситуация с этническим содержанием групп миграции так и не прояснилась. В исследовании есть показатели - о переезде задумывались 83,8% русских и 16,2% казахов. Агентство по статистике регулярно отчитывается о положительном сальдо миграции - на заседании озвучили: в год в Казахстан приезжает 65 тысяч человек, а покидает страну 45 тысяч. А вот кто валит от нас, и кто прибывает - непонятно. Если, скажем, пределы республики покинут 30 тысяч казахов, а въедут в эти пределы 143 тысячи узбеков, то сальдо миграции останется положительным, причем с жирным таким плюсом. Просто Казахстан станет махаллёй.
Перспектива не такая уж туманная - по данным ООН, население РК даже в относительно долго­срочной перспективе не превысит 18 миллионов человек, в то время как вотчина президента Ислама КАРИМОВА разрастется до 36 миллионов (сейчас там около 28 миллионов. - Т.Б.).
- На нашем юге возникнет огромное демографическое давление, - заявил Шибутов. - И будет вариант США - Мексика. А насколько мы готовы “переварить” такую массу мигрантов? Тем более что у нас есть огромные территории, на которых не встретишь ни одного человека! И никакой власти! Кто что захочет, тот то и делает. И вот когда деградация государства столкнется с мощным демографическим давлением - вот тогда станет по-настоящему интересно.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть