Если судьи описались
Как утверждает карагандинка Ольга МОИСЕЕВА, судьи не читают уголовные дела, по которым выносят приговоры. Доказательством тому, говорит она, служит постановление кассационной коллегии суда Астаны, “благодаря” которому супруг Ольги - Павел КОЛОДЯЖНЫЙ - стал рецидивистом, сменил национальность, дату и место рождения и даже заочно отсидел за решеткой целый год!
- Теперь я просто убеждена в том, что судьи работают по шаблону, не вчитываясь в материалы уголовного дела, - говорит Ольга. - Им наплевать на судьбы людей, которых они отправляют за решетку.
В конце июня нынешнего года суд присяжных специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Астаны приговорил Павла Колодяжного к 11 с половиной годам лишения свободы за наркопреступление. Мужчине вменялось незаконное приобретение, хранение, сбыт и перевозка героина в особо крупных размерах: при задержании у него было изъято более 5 килограммов герыча. В общем, оперативники управления по борьбе с наркобизнесом заметно улучшили свои показатели за такой “букет” уголовных статей.
Впрочем, не станем пока спорить со следствием и решением суда присяжных. Остановимся на тех любопытных превращениях, которые произошли с осужденным к заседанию кассационной коллегии суда Астаны.
“Колодяжный Павел Михайлович, 6 августа 1963 года рождения, уроженец города Астаны, ингуш по национальности, со средним образованием, с погашенной судимостью, содержащийся под арестом с 20 марта 2011 года, осужден по ст. 259 ч. 3 “в” УК РК к 11 годам 6 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с 20 марта 2010 года”, - написано в постановлении кассационной судебной коллегии суда города Астаны от 23 августа 2011 года.
Супруга Павла показывает его паспорт: “Колодяжный Павел Михайлович, 24 сентября 1980 года рождения, украинец, уроженец Карагандинской области”.
- Мало того, образование у моего мужа среднее специальное, - добавляет Ольга. - К тому же он никогда не имел судимостей - вот справка, которую муж получал год назад. То есть, получается, при вынесении постановления моему мужу судьи читали совершенно чужое уголовное дело? Если бы они ошиблись только в одном пункте, это можно было понять. Но в постановлении коллегии совпадают только фамилия и имя моего супруга. Все остальные данные принадлежат другому человеку!
Сразу после получения постановления суда на руки Ольга принялась писать жалобы. И даже попала на прием к председателю суда Астаны Сакену АБДУЛЛАЕВУ, где попыталась выяснить, как возникла такая оплошность.
- Председатель суда признал, что его подчиненные допустили досадную ошибку, - вспоминает Ольга. - А потом попросил не предавать этот факт огласке. Мол, одному из членов коллегии скоро на пенсию, и не стоит марать ей послужной список. Иначе судья лишится всех полагающихся выплат от государства, а ей еще детей ставить на ноги... А кто меня и мою дочь пожалеет? Ведь мы лишились кормильца на 11 с половиной лет?
Вскоре после этого кассационная коллегия вынесла дополнительное постановление - об “исправлении явных описок, допущенных в постановлении от 23 августа 2011 года”.
Впрочем, постановление суда пестрит не только описками в биографии и данных подсудимого, но и в пояснительной части: “Материалами дела доказано, что в неустановленных следствием месте и время гражданин Колодяжный незаконно приобрел неустановленное количество наркотического вещества героин, которое он хранил при себе в целях сбыта”.
Есть еще одна, возможно, несущественная, но довольно примечательная деталь. Либо Павел уж слишком несуеверный для наркокурьера человек, либо в УБН работают люди с хорошим чувством юмора, но в материалах дела указано: отвозя в столицу нашей родины более 5 килограммов герыча, Павел купил билет в… 13-й вагон(!) на… 13-е место(!) поезда № 85 Сарыагаш - Астана. Вернее, билет купил даже не Павел - ему его “подогнал” тот, кто дал сумку с наркотиками. В довесок еще вручил 65 тысяч тенге, которые надо было отдать в качестве долга получателю сумки в Астане. Купюры, как вы, читатели, уже догадались, были меченые.
Но и это еще не все. Согласно материалам дела, Павел перед поездкой в Астану якобы продал часть героина за 900 тысяч тенге. Однако эта сумма словно растворилась: протоколом выемки подтверждается только изъятие тех самых 65 тысяч меченых тенге. Куда же делись 900 тысяч, которые оперативники якобы выдали для контрольной закупки? В чьих карманах осели?
Обращает на себя внимание и такой нюанс: оперативники из УБН даже не пытались задержать реального поставщика наркоты. Ограничились лишь разработкой курьера, которым выступил Павел. Даже если он, грешным делом, действительно промышлял доставкой наркоты в столицу, то разве не логичнее было использовать его, чтобы поймать более крупную птицу? Ведь на его место найдут другого курьера, и дурь будет по-прежнему доставляться в Астану.
А если оперативники не ставили целью выявить продавца и получателя груза, почему они не задержали Павла в Караганде? Ведь по дороге в Астану он мог без проблем пересесть в другой поезд. И тогда 5 кило герыча могли дойти до адресата, а вся операция пошла бы коту под хвост. И почему Павла не сопровождала в дороге “наружка”? О ней нет ни слова в материалах дела!
- Человека, который дал сумку моему мужу и попросил отвезти в Астану, я несколько раз видела - он живет неподалеку, - рассказывает Ольга. - У нас в районе его знают как торговца наркотиками. Я нашла его фотографию на сайте “Одноклассники” и попросила на суде привлечь его к ответственности. Но мою просьбу проигнорировали. Более того, сразу после ареста моего мужа этот человек купил себе новую машину.
Но самое интересное, что человек, который делал контрольную закупку и дал Павлу сумку с наркотой и меченые купюры - это одно и то же лицо! В суде он проходит как “гражданин Иванов”, но в жизни имеет совсем другую фамилию. И, как уверяет Ольга, во время судебного процесса ей в руки попадалась личная карточка этого гражданина, в которой значится, что он имеет несколько “тяжелых” статей за наркоту.
- Мне сказали, что этот наркоторговец уже подставил 6 человек по той же схеме, что и моего мужа, - добавляет Ольга. - Но он до сих пор на свободе, а мой муж сидит в колонии, расплачиваясь за свою доверчивость. Павел теперь сильно жалеет, что рассказал посторонним людям о своей поездке в столицу, чтобы купить оборудование для шиномонтажки, которую мечтал открыть.
Так или иначе, но благодаря судьям Ольга получила еще один козырь в пользу того, что ее супруга могли подставить полицейские. Теперь женщина бьется не только за освобождение Павла из-под стражи, но и пытается проучить судей за то, что они работают по шаблону.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда, тел. 8-7013255702, e-mail: perkhalsky@mail.ru, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

