Вот бог, а вот - порог
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни, глядя на спящего на скамейке человека в тряпье, задумывался: как он докатился до такой жизни? И наверняка большинство считают, что лежащий перед ними бомж - алкоголик, пропивший кров, документы, достоинство. Таково уж свойство человеческой психики: комфортнее думать, что человек виноват в своих бедах сам, и не испытывать угрызений совести от того, что проходишь мимо, не протянув руку помощи. Конечно, среди бродяг немало и совсем опустившихся. Но многие становятся бомжами не потому, что бутылка “засосала”. Кого-то обманули мошенники, кого-то выкинули из дома родственники. Именно это случилось с нашими героями Натальей АФАНАСЬЕВОЙ (на левом снимке) и Кайратом ТУКУСБАЕВЫМ (на правом снимке).
Наталья еще не старая женщина - 54 года, но выглядит она гораздо старше своих лет. И дело вовсе не в нездоровом образе жизни - Наталья не пьет и не курит. Такой ее сделали месяцы скитаний по улицам, ночевки в подъездах и на вокзалах, тоска и страх.
- Несколько лет назад у нас в семье пошла череда смертей: мама, муж, сын, - рассказывает Наталья. - После смерти мужа его дочь стала меня выживать. Я не соображала в законах и не знала, как себя защитить. В итоге меня попросту выкинули на улицу. Пришли люди - вроде как судисполнители - с милицией. Швыряли меня, били, вещи из окон летели. Было уже темно, зима... Я шла, не соображая, что делаю, и добралась до вокзала Алматы-1. Там ночевала, в подъездах - где придется. Летом три месяца работала у одной женщины, все делала, а она мне ни копейки не заплатила. Потом нянчилась с детьми - тоже не заплатили. Затем мясом на базаре торговала - и опять осталась без денег. К участковому сколько раз обращалась - без толку, у меня даже заявление не принимали. Всем нужны деньги...
История Кайрата Тукусбаева - инвалида II группы с детства - не похожа на Натальину, но тоже печальна.
- После смерти родителей мне осталась в наследство квартира, - говорит он. - Пенсия по инвалидности у меня небольшая, и я пустил квартирантов. Но они оказались непорядочными людьми - обманули меня. Попросили удостоверение личности и документы на квартиру. Я им поверил. Они принесли мне бумагу, сказали подписать. Читать не дали - говорили, что это договор аренды. Я подписал. Но они мне денег не дали и просто выгнали из моей квартиры. Так я остался на улице. Я какое-то время жил на работе у своего опекуна, потом она попросила директора АЦСА принять меня. С тех пор уже третий год я живу здесь.
Наталья Афанасьева и Кайрат Тукусбаев сейчас живут в Алматинском центре социальной адаптации лиц без определенного места жительства (АЦСА). Это единственный центр в Алматы и Алматинской области, где оставшиеся один на один со своей бедой люди могут найти приют.
Директор АЦСА Николай КОРОТИЦКИЙ (на снимке) говорит:
- Всего по Казахстану 22 таких центра. На 100 тысяч человек должно быть 100 коек. В Алматы население - больше полутора миллионов, и должно быть пропорциональное количество коек. По старым сведениям управления общественной безопасности ДВД Алматы, в городе 7-8 тысяч бездомных. И не скажу, что это количество из года в год уменьшается. Меняется лишь качественный состав. Раньше у нас было до 80 процентов людей с высшим образованием. Теперь около 20 процентов. По возрастному составу 80 процентов людей пенсионного возраста. Сегодня у нас живут 120 человек, из них 67 - лежачих. Около 30 человек ежегодно у нас умирают, причем очень большой процент онкологии. Последние две недели мы “растем” на 10 человек в неделю. Максимальная численность в прошлом году была 265 человек. Это зимой, когда холодно. Вообще статистика говорит, что в первый холодный месяц - неважно, когда он начнется, в октябре или декабре - на улицах Алматы гибнут от 90 до 100 человек. В этот момент у нас идет наплыв. Кто-то добирается до нас, кто-то - нет. В связи с этим 5 сентября в Министерстве труда и социальной защиты состоялось совещание директоров центров социальной адаптации. И было принято решение о создании в структуре центров специальных подразделений, которые будут называться “Социальный патруль”. Их деятельность вместе с нашей описывается в новом стандарте, которого мы никак не можем дождаться. Обещают, что он будет опубликован в ноябре. Социальные патрули начнут действовать с января 2012 года в пилотной зоне - Астане и Алматы. Пока же у нас есть две машины “скорой помощи”, и мы можем приехать и забрать людей.
- Какая помощь вам требуется? Наверняка нужна одежда...
- Люди приносят нам одежду. Сейчас ее хватает, но к концу зимы почти не останется, знаю по опыту. Но если с нехваткой одежды еще как-то справляемся, то с обувью проблемы. Обувью никто почему-то не делится. Зимой порой люди не могут на улицу выйти, потому что у них есть только тапочки. И вообще людям требуется любая помощь, в том числе и юридическая. Вот общественное объединение “АРД” нам сейчас помогает.
Руководитель АРД Денис АЛИМБЕКОВ (на снимке) рассказал о проекте, запущенном при поддержке Норвежского Хельсинского комитета.
- В рамках этого проекта мы бесплатно оказываем помощь лицам без определенного места жительства и гражданам пенсионного возраста, - говорит он. - Мы создали юридическую клинику - как стационарную, так и мобильную. В офисе мы предоставляем юридические консультации, а также выезжаем на места. Я стараюсь избегать слова “бомжи” - они такие же люди, как и все остальные, просто у них нет жилья или отсутствуют документы. Многие потеряли квартиры не потому, что они пьют или ведут аморальный образ жизни. Просто они не знали законов, не знали, как себя защитить. Таких людей очень много, счет идет на тысячи только в Алматы.
Комментарии в тему
Юрист общественного объединения “АРД” Ирина ГОЛОВИНА:
- Наталью Афанасьеву выселили по решению суда. Наша организация сделала запрос в Илийский районный суд - хотим ознакомиться с делом. Будем отстаивать ее права через суд. Она состояла в законном браке и является наследницей первой очереди - наравне с дочерьми.
Юрист общественного объединения “АРД” Алькен КЕНЖЕБАЕВ:
- Кайрата Тукусбаева незаконно лишили его собственности, воспользовавшись его беспомощным положением. Возможно, там действовала группа мошенников, которая целенаправленно занимается отъемом квартир у таких людей. Я считаю, у этого дела есть определенные перспективы, поскольку сам Кайрат никоим образом не мог заключать правовые сделки, а его опекун не был поставлен в известность. Налицо явное мошенничество. Так что мы будем оспаривать договор купли-продажи квартиры Кайрата в суде. Попробуем вернуть ему жилье. А в дальнейшем, возможно, удастся восстановить его в правовой дееспособности, потому что его диагноз - ризудиальное поражение центральной нервной системы - очень общий. Он был поставлен еще в советские времена и давно уже не используется в психиатрии.
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Телефон Алматинского центра социальной адаптации 252-78-00