6890

Эх, жизнь моя - солянка!..

Первая в жизни выставка Елены ПОЗДНЯКОВОЙ, алматинского дизайнера, долго откладывалась и открылась именно в тот момент, когда девушка была вынуждена покинуть пределы страны по личным обстоятельствам. Прямые сеансы связи по Интернету стали связующими: из Шанхая Лена наблюдала, как публика принимает ее экспозицию, которую она назвала “Солянка”.

Солянку на выставке коллажей желающие тоже могли отведать. С оливками, лимоном и черным хлебом - все, как полагается. У входа в DK, где проходила выставка, висел огромный плакат с рецептом супа.
Сами работы - это не масло, не акварель, не фотографии… Это коллажи, “индустриальная живопись”, как назвала их автор. Индустриальная, потому что техника коллажа не предполагает оригинального материала. Эти работы сделаны из уже отживших свое журналов, рекламных проспектов и прочей макулатуры.
- Техника коллажа путем случайного эксперимента натолкнула меня на мысль о том, что индустриальная цепочка в определенный момент своего цикла может быть пересмотрена и стать красивой. Быть может, даже частью бесконечности, если сложить кусочки разного в единое целое. И тогда сырой материал в новом облике обретает абсолютно легкое, праздничное и личное значение, наполняется особенным смыслом. Все эти работы, несущие личное ощущение, часто хранят свой собственный, спрятанный в буквах и образах смысл, свой концепт и свою историю, - так о своих работах говорит сама Елена...

Just for fun…

Концепциям дизайнер придает большое значение. В каждой простой на первый взгляд схеме - скрытые смыслы по принципу второго дна. Лиза КИН, куратор выставки и по совместительству подруга Елены, пытается рассказать, как важно понимать, что “Солянка” - это не просто отпечатки разной жизни и отрывки воспоминаний.
- Она говорит, что очень важно найти какую-то концепцию. Важно отразить ее, пусть и запрятав глубоко-глубоко, чтобы не догадался никто, даже те, кому посвящена та или иная работа.

- А для своей подруги вы можете придумать концепцию?
Лиза смешно морщит лоб, удивляется и сбивчиво объясняет:
- Нет, это даже какой-то страшный немного вопрос. Но вы знаете… Мы тут с ней обсуждали выставку, и я ей говорю: надо придумать глубинные причины. Смысл… Попытайся сформулировать, зачем? И она выдала: just for fun, то есть просто так, для смеха. Я даже разозлилась: я трачу деньги, ресурсы, нервы - а ей... Но потом подумала и поняла: Лена - такой человек, она лучше поплачет где-нибудь, где ее никто не увидит, но к друзьям придет счастливая и легкая, чтобы не обременять их своими проблемами. Она даже работы никак не называет, говорит, там, может быть, в отдельно взятых клочках - кто-то, по кому я плакала, страдала, переживала... Но он об этом никогда не узнает.
Елена Позднякова не просто “балуется” коллажами. Она училась дизайну и архитектуре. Несколько лет провела в Европе, совершенствуя навыки. И даже там не бросала полуночного хобби - собирать коллажи из старых журналов.

Вторая жизнь

Мы с Леной говорим уже после открытия выставки. Посредством онлайн-мессенджера. Голос у нее звенит. И непонятно - счастлива она или расстроена.

- Как тебе твоя первая выставка, которая проходит без тебя?
- Мне - хорошо. Мне даже не обидно. Потому что кажется, что я здесь, то есть там. С вами.

- Ты сама солянку-то готовишь?
- Плохо, в жизни готовить солянку лучше получается. Так и живу, как в солянке... Сама выставка - это не цельный мазок кистью и не цельная пропись холста. Это кусочки вторичного материала, кусочки души, кусочки жизни. Ну, солянка же. То есть, когда ты рисуешь мас­лом, ты можешь выбрать тысячи оригинальных оттенков, которые органично сочетаются с природой живописи. А когда ты клеишь коллажи, ты сам удивляешься - как интересно, что можно такие же оттенки собрать из рекламы каких-нибудь духов. Палитра не хуже, главное - видеть и чувствовать. И в этом есть какая-то магия - ты берешь материал, который уже кто-то подготовил.

- Тебе важно, что ты можешь взять фрагмент какого-нибудь гламурного журнала или же журнала для домохозяек?
- Нет, это вообще неважно. Потому что этого никто никогда не узнает. Ну или почти никогда. Я порой сама не могу понять, что откуда взяла. Мне самой импонируют винтаж, старые вещи. То есть ты как бы вдыхаешь вторую жизнь в эту вещь.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть