По доброте душевной
В течение нескольких лет учителя, врачи и госслужащие Курчумского района Восточно-Казахстанской области в добровольно-принудительном порядке сдавали деньги в благотворительный фонд “Ізгі жан”, что в переводе с казахского означает “Добрая душа”. Его организаторы уверяли: деньги идут на помощь малоимущим и сиротам. Как нам удалось выяснить, среди “сирых и убогих” оказались… руководство местного филиала партии “Нур Отан”, глава аппарата акима и крупнейшие предприниматели района.
Несколько сотрудников Курчумского райакимата, занимавшихся организацией фонда, согласились предать огласке скандальные сведения на условиях анонимности.
- Благотворительный фонд “Iзгi жан” был создан в 2007 году, - рассказал один из наших собеседников, стоявший, по его словам, у истоков этой организации. - В уставе фонда была оговорена единственная цель - поддержка малоимущих граждан, других не было. Сегодня же средства фонда расходуются не по назначению. Никто не контролирует его деятельность, народ не видит никаких отчетов. Даже я не могу помешать беспорядку. Но каждый месяц госслужащие как отдавали, так и отдают однодневную зарплату.
За четыре года на счет фонда поступило более 10 миллионов тенге. Но много ли обездоленных получили адресную помощь? Судя по кассовым чекам фонда, уважить удалось не только нуждающихся...
Вот чек от 22 декабря 2010 года, по которому перечислено 590 тысяч тенге. Получатель - глава крупного крестьянского хозяйства Бахытбек АНАПИЕВ. Назначение денег не указано.
Чеки от 7 октября и 15 октября 2010 года. В общей сложности 500 тысяч тенге. Получатель - Салтанат ЛУКПАНОВА (должность неизвестна). С припиской: “На празднование 165-летия Абая в Семее”.
Чеки от 12 марта, 1 апреля и 6 апреля 2011 года. Всего 438 тысяч тенге. Получатель - первый заместитель руководителя курчумского филиала НДП “Нур Отан” Еркин ЖАНГУДЕЕВ. Назначение не указано.
Чек от 24 июня 2011 года. 250 тысяч тенге. Получатель - руководитель аппарата Курчумского районного акимата Кайрат БАХТИЯРОВ. Не указан ни номер протокола, на основании которого выдаются деньги, ни назначение.
А вот чек от 2009 года. 1000000 (один миллион) тенге. Назначение - строительство мечети в Усть-Каменогорске. Чеки от 27 и 31 августа 2010 года - тоже по одному миллиону тенге каждый с пометкой “В фонд поддержки культуры”.
И таких чеков немало. Судя по ним, почти 4000000 (четыре миллиона) тенге было потрачено отнюдь не на помощь нуждающимся. Примечательно, что согласно уставу фонда по каждому случаю расходования средств должно выноситься решение совета фонда. Однако по вышеупомянутым случаям никаких коллективных резолюций не принималось…
Мы решили из первых уст узнать, куда пошли народные деньги. Начали с бастыков.
Первый зампредседателя районного филиала партии власти Еркин Жангудеев, являющийся, кстати, одним из учредителей фонда, ничего крамольного в своих действиях не видит.
- Были президентские выборы, - пояснил он. - То, что мы получили из фонда, пошло на поощрение членов партии “Нур Отан”, которые днем и ночью расклеивали листовки, затем вовремя снимали их и проводили большую агитационную работу перед избирателями. Деньги пошли только на эти цели.
- Почему для поощрения партийцев не нашли другой источник? Разве они в числе нуждающихся?
- Других источников у нас нет. Это районный фонд. Между прочим, мы заняли одно из первых мест в республике по количеству проголосовавших за президента - 99,7%. А на остальное мне наплевать. Законность использования денег пусть определяют правоохранительные органы. Я буду отвечать перед ними.
Руководитель аппарата районного акимата Кайрат Бахтияров в беседе с нами по телефону поначалу было клятвенно заявил:
- Я никаких денег не получал из фонда! Не знаю, откуда взялся этот чек. Может быть, подделка.
Когда же мы отправили ему по факсу копию того самого чека с указанием его имени и суммы, руководитель аппарата заговорил совсем по-другому:
- Я получал эти деньги. Потом снова вернул фонду, и их получил другой человек.
- Почему же тогда чек выписали на ваше имя?
- Тогда людей не было. Делегация из Курчума уезжала в Семей. Им надо было срочно доставить эти деньги - за паром и бензин. Поэтому выписали чек на мое имя. Потом появился их человек. Я ей отдал деньги. И все!
Найти представителей фонда культуры, которым так симпатизирует благотворительная организация, мы не смогли. Не удалось связаться и с известным фермером Бахытбеком Анапиевым. Его мобильный телефон был отключен.
В самом фонде “Ізгі жан” отвечать на наши вопросы было некому. Прежний председатель уволился и как в воду канул - в Курчумском районе ведать не ведают, в какие палестины умчался радетель за кошелек неимущих. А нового главу не назначили. Мы позвонили в офис, где расположен фонд. Ответивший на звонок мужчина, не пожелав представиться, заявил, что исполняет обязанности начальника:
- Я человек новый. Сказать ничего не могу... Я так и сказал: “Найдите прежних нарушителей и накажите! Если нет - то и фонд нужно закрыть”.
Между тем “Доброй душой” недавно занялась финансовая полиция. И обнаружила ряд нарушений в работе благотворительного фонда.
- Деятельность этого фонда не соответствует его уставу, - сообщил нам заместитель начальника межрегионального управления финансовой полиции по Зайсанскому региону Талгат ШАГАЛАНОВ. - В частности, деньги расходовались совсем не на то, на что предполагалось по документам.
С началом проверки финпола жизнь в “Ізгі жан” забурлила. Инициаторы и учредители фонда решили в первую очередь спешно… изменить устав фонда!
“Проблема использования средств фонда на не предусмотренные в уставе цели была поднята в местной газете, - значится в документе финполиции, подготовленном по результатам следственной проверки. - После чего 17 мая 2011 года бывшему бухгалтеру
Н. Альдербаевой поступило несколько решений комиссии, подписанных задним числом. Среди них есть решение собрания учредителей о внесении изменений в устав фонда. Согласно этому решению средства фонда разрешается выделять людям, пострадавшим от природных катаклизмов, на культурную сферу и даже на нужды общественных объединений. Но согласно закону устав должен проверяться в органах юстиции и регистрироваться в официальном порядке. Фонд “Ізгі жан”, не выполнив эти условия, в итоге потратил 3 миллиона 767 тысяч тенге незаконно - на не предусмотренные уставом фонда цели”.
Замести следы не удалось. Блюстители финансового правопорядка пришли к четкому выводу: в фонде имело место нецелевое расходование средств. Однако доказать, что деньги попадали в чей-то карман и там же оседали, не удалось. Во всяком случае, пока.
Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск, тел. 8-7771778287, e-mail: timevostok@mail.ru, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

