13904

Ментовские войны

В Петропавловске разыгралось нешуточное противостояние между североказахстанскими финансовыми полицейскими, областной прокуратурой и местным департаментом КНБ.
В этой невидимой большому миру борьбе самые громкие уголовные дела последнего времени рискуют кануть в небытие не хуже кораблей, пропавших в Бермудском треугольнике.

Началось все с того, что в конце апреля этого года финансовые полицейские, можно сказать, пошли вразнос и покусились на святое. Неосторожно задержали и поместили в камеры изолятора временного содержания замакима Петропавловска Павла ГЛОВУ и прокурора Акжарского района Северо-Казахстанской области Армана МУКАЖАНОВА. Замакима лишили свободы по подозрению в получении 10 тысяч долларов, которые, как сам рассказал, взял для него задержанный накануне главный архитектор Петропавловска Денис КУЗНЕЦОВ. А прокурора посадили после получения им 10 тысяч тенге, которые, как следует из полицейской диктофонной записи, он вымогал за санкцию на прекращение уголовного дела по примирению сторон. Помощник прокурора района Динара ТЕМИРБАЕВА во время задержания написала явку с повинной, где рассказала, как прятала в сапоге переданные ее начальником купюры. Прокуратура области отреагировала мгновенно. Наглядно показав, что своих в беде не бросает, в тот же день, несмотря на поздний субботний вечер, прокурора из камеры вызволила, отменив постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела. А заодно отпустила на свободу и замакима (см. “Кто кого?” и “Запредельные дела”, “Время” от 29.4. и 1.5.2008 г.).

Взаимовыручка дорого обошлась североказахстанским прокурорским работникам. За их незаконную душевную доброту генеральный прокурор РК Рашид ТУСУПБЕКОВ приказом за №151/6 от 6.5.2008 г. прокурору области Хамиту БЕКИШЕВУ объявил строгий выговор, а его первого зама Марата МАГЖАНОВА и начальника управления Болатхана НУРУШКЕНОВА предупредил о неполном служебном соответствии. Однако вновь возбужденного в отношении прокурора Акжарского района уголовного дела финансовые полицейские больше не увидели - прокуратурой Северо-Казахстанской области оно было передано для расследования в местный департамент КНБ.

Расследование этого уголовного дела, как рассказала пресс-секретарь департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Динара МЕРГАСИМОВА, комитетчики повели таким образом, что теперь уже непонятно, в отношении кого оно вообще возбуждено. По ее словам, жестокому прессингу подверглись как финансовые полицейские, задержавшие прокурора района и его помощника, так и присутствовавшие при этом понятые.
- 17 мая к нам с письменным заявлением о защите обратился понятой Бейсетаев, - говорит Мергасимова. - И рассказал, что на допросе в КНБ комитетчики угрожали ему исключением из колледжа и уголовным преследованием, если он не откажется от своих подписей в протоколе! В результате наши сотрудники отдела внутренней безопасности были вынуждены взять его под защиту.

А со вторым понятым, Акмагомбетовым, которого финансовые полицейские привозили с собой из города для участия в операции по задержанию прокурора района, вообще крупно не повезло. На допросе в КНБ он наотрез отказался от своих подписей в протоколе.
По словам Динары Мергасимовой, он оказался человеком, зависимым и от прокуратуры, и от КНБ:
- Нашими оперативниками установлено, что сноха Акмагомбетова работает в прокуратуре области и поддерживает отношения с сотрудниками ДКНБ. Используя служебное положение, она принимает все меры для прекращения уголовного дела в отношении прокурора района Армана Мукажанова и склоняет Акмагомбетова к даче ложных показаний. К тому же этот понятой, как выяснилось, 1 апреля 2008 года проходил заявителем по уголовному делу, возбужденному самими комитетчиками по факту взятки в отношении одного из сотрудников Центра недвижимости по СКО.

Досталось и оперативникам, принимавшим участие в задержании прокурора. По словам финансового полицейского Артема ФОМИЧЕВА, допрос в КНБ ему дорого обошелся:
- 24 мая они вызвали меня в качестве свидетеля по делу прокурора Акжарского района. Я дал показания, что все действия проводились в соответствии с законом и в присутствии понятых. Однако следователю Беркуталимову такие мои письменные показания не понравились, и он просто разорвал их на моих глазах. Потом в кабинет вошли несколько человек, один назвался начальником след­ственного управления ДКНБ, другой - начальником 5-го отдела, остальные не представлялись. Мне начали говорить, что, пока еще не поздно, я могу поменять показания, а в противном случае меня из свидетеля сделают подозреваемым и посадят в ИВС. После непрерывного пятичасового допроса я реально понял, что моей свободе угрожает опасность, и вынужден был подписать нужные следователю показания об отсутствии понятых и фальсификации их подписей. Но на самом-то деле никто ведь ничего не подделывал, а понятые действительно были с нами!

Надо сказать, что после этого все остальные финансовые полицейские, вызываемые в КНБ, являются туда только вместе с адвокатами.
По мнению финполовцев, это не единственное возбужденное ими уголовное дело, переданное впоследствии прокуратурой в ДКНБ, которое комитетчики стараются сломать любым способом. Такая же участь постигла и расследование избиения четырьмя сотрудниками Линейного отдела полиции станции Булаево жителя района им. Магжана Жумабаева.
В конце апреля в межрайонный отдел финансовой полиции прибежала среди ночи предпринимательница Раиса МАКАРОВА с заявлением, что в привокзальной кочегарке райцентра Булаево линейщики смертным боем бьют ее водителя Сергея КАРТАШОВА. Спасенный финполовцами потерпевший рассказал, что полицейские ЛОВД несколько часов руками и ногами выбивали из него признание в перевозке краденого металла (см. “Месть полицейской крыши”, “Время” от 15.5.2008 г.). По стечению обстоятельств расследованием скандального дела занялся тот же следователь ДКНБ Омирбай Беркуталимов. Как рассказал сотрудник МОФП района им. Магжана Жумабаева Валерий ПУЗИКОВ, побывав у него на допросе в КНБ, он тоже почувствовал себя обвиняемым:
- Беркуталимов сразу мне сказал, что вообще мы зря принимали меры по заявлению Макаровой. Дескать, наши сотрудники напрасно вмешались в действия линейщиков, а у тех все законно было. Просто они будто бы протокол задержания не успели составить. Признаться, я не понимаю, что происходит - избивать человека всю ночь у них время было, а на составление протокола его не нашлось?! Однако, по словам Беркуталимова, нам ни забирать потерпевшего из кочегарки не надо было, ни вообще вмешиваться, потому как возбужденное нами против полицейских ЛОВД дело будет прекращено. Зато нашим сотрудникам он, наоборот, угрожает привлечением к уголовной ответственности за превышение служебных полномочий…

P. S. Наряду с тем что прокуратура Северо-Казахстанской области уже дважды отказывала в санкции на арест замакима Петропавловска Павла Гловы и предприняла все возможное для спасения прокурора Акжарского района Армана Мукажанова, многочисленные странности в деле полицейских ЛОВД финансовые полицейские объясняют нарастающим межведомственным противостоянием...

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск,тел. 8-7772588479,
e-mail:mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть