6076

Это “Поиск”, Киса!

В Центральном выставочном зале Алматы открылась выставка “Поиск” - смотр молодых творцов современного искусства. Не обошлось без голой натуры, зашифрованных посланий, заумничанья и холодца на фуршете.

Выставка - первый кураторский проект молодого искусствоведа Кати СЕРЕБРЯНОЙ, сделанный в рамках проекта “Центр компетенций для менеджеров в сфере культуры в странах Восточной Европы и Центральной Азии в 2009-2011” Института им. Гёте. Ну да, в этой части никаких откровений - казахстанский contemporary art финансово поддерживают иностранные институты, на том стояла и будет стоять земля казахская.
Из 50 представленных работ Катя отобрала около 20: экспозиция получилась пестрой и разноплановой. Рядом с каждым объектом было его описание, а в скобках - трогательные цифры года рождения автора: 1987, 1986, 1992...
В отличие от привычных когда-то вернисажей доморощенных мастодонтов на “Поиске” не было ни отрубленных конечностей крупного рогатого скота, ни вывернутых наизнанку бараньих шкур. Только элегии, птицы в руках, графические эксперименты. Короче говоря, эксплуатация жестоких образов и этноцентризм остались в этот раз на обочине. Чем-то знакомым пахнуло только от фотосерии Сырлыбека БЕКБОТАЕВА, который поснимал своих родственников на фоне степи и по-есенински счел, что казаться улыбчивым и простым - самое высшее в мире искусство.
- Выставка мне нравится, - делился по ходу дела мэтр местного contemporary Георгий ТРЯКИН-БУХАРОВ. - Но многие ребята как будто не имеют отношения к тому, что в нашей жизни творится. Они отстранены от всего.

Это да. “Поиск” получился аполитично-асоциальным, как творог. С другой стороны, аксакалы современного искусства всегда были на острие действующей социально-политической жизни, потому что выросли из другой. Они видели изменения и могли их соизмерять. А что вы хотите от 25-летнего художника, который в детсад пошел при одном президенте, школу закончил при нем же, его же видел, когда получал диплом, и сейчас иного не представляет? Для него елбасы и производные режима - такая же данность, как голубое небо и зеленая трава, заведомо условленная часть миро­устройства. Поэтому юные таланты рефлексируют на другие темы.
- Искусство - в любом случае политика, - рассуждала на эту тему знакомый искусствовед. - Но дело в том, что многие из молодежи воспринимают современное искусство как энтертейнмент. Там ухватили, здесь услышали - и работа готова.
Отстутствие напряженной работы ума автора, конечно, сказалось на некоторых экспонатах. Например, Ринат БЕКЧИНТАЕВ поставил два зеркала по краям от метронома, одно с надписью “Стыдить”, другое - “Стыдиться”, и подписал: “Данный проект не требует концепции”. Но он и автора-то не требует по большому счету. Встречались описания, состоящие из набора слов, как если бы к “Ночь, фонарь, улица, аптекаБЛОКА написать иллюстрацию со всеми перечисленными вещами.
Но есть и по-настоящему интересные работы: фото с обнаженной парой, формально выглядящее, как фрагмент европейского эротического фильма 70-80-х, однако символизирующее бесконечную борьбу полов. Или рисунки Дианы ЮН, которая разоблачительно признается, что была непонята в Казахстане, а, уехав в США, стала непонятой там: “Мы можем догадаться, о чем лает собака, по интонации, но мы не можем с уверенностью сказать, что именно она имеет в виду”.
И это, разумеется, касается любой подобной выставки.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть