5941

Даёшь детского омбудсмена!

Имеют ли право дети гастарбайтеров учиться в казахстанских школах? Могут ли учителя заставлять школьников работать на субботниках? На что казахстанские правозащитники пожалуются в Комитет ООН по правам ребенка? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает председатель правления Детского фонда Казахстана Эльвира ВАТЛИНА (на снимке).

Анна САВИНОВА, Алматы
В России есть уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел АСТАХОВ (детский омбудсмен). Он защищает детей, которые оказались в трудной ситуации. А есть ли такая должность у нас?
- Да, мы постоянно видим, как Павел Астахов жестко и принципиально решает многие вопросы. Дня не проходит, чтобы на российском телевидении не прозвучала детская тематика - там очень часто говорят о судах, усыновлении, детском труде. У нас, к сожалению, такой должности нет. Правда, имеется Комитет по защите прав детей при Министерстве образования и науки. Мы считаем, что эта структура не сможет решить все детские проб­лемы, поскольку комитет встроен в структуру исполнительной власти. Мы за детского обмудсмена бились и будем это делать дальше.

Кубанычбек АКЖОЛТАЕВ, Бишкек
Мы с семьей ежегодно приезжаем в Казахстан - работаем на полях. В предыдущие годы мы спокойно могли отдавать детей в ваши школы. Однако с этого года моего сына и дочь не принимают на учебу. Как нам быть?
- Многие иностранцы сейчас недоумевают, почему их детей не принимают в школы. И если раньше в этом отношении наша сис­тема образования была не столь строга, то теперь гайки закручивают. Дело в том, что еще в прошлом учебном году Министерство образования и науки ужесточило правила для приезжих. Теперь в казахстанских школах могут обу­чаться только дети иностранцев, которые имеют вид на жительство в стране. А нелегалы - нет. С одной стороны, в МОН правы, ведь они всегда говорят о процессе непрерывного образования. С другой стороны, дети иностранцев, которые находятся в стране законно, могут учиться всего по 3-4 месяца, а дети нелегалов, которые порой здесь находятся до полугода, - нет.
С учреждения образования прокуратура требует исполнения законодательства. Но в итоге крайними остаются ни в чем не повинные дети. Причем для педагогов дети мигрантов не представляют проблемы. Мы много разговаривали с учителями, директорами школ - они за то, чтобы дети обучались. Так не легче ли было бы позволить таким детям ходить в школы? Ведь их не так много…
Недавно мы совместно с Меж­дународной организацией по миграции, организацией “ООН - Женщины”, Всемирным банком при поддержке посольств Канады и Великобритании запустили региональные программы в области трудовой миграции. При Детском фонде Казахстана мы создали центр содействия мигрантам. Мы оказываем информационно-консультативную помощь, в том чис­ле юридическую. Наши юристы могут выехать на базар, стройки и другие места скопления мигрантов. Если есть вопросы - можете обратиться к нам в фонд.

Ермек, Караганда
Наши дети для школы - как бесплатная рабочая сила. То их заставляют мыть окна и школьные коридоры, то выгоняют убирать улицы. Скажите, это законно?
- Сейчас подобное запрещено. Предполагается, что в школах должны быть свои кадры для уборки. Детей можно привлекать лишь к общественно полезному труду, например, для посадки деревьев, цветов или, скажем, уборки пришкольного участка. Но это ни в коем случае не должен быть тяжелый или опасный труд. Мыть полы, окна, особенно на втором этаже, таскать тяжелые мешки - это должно быть абсолютно исключено.

Вопрос газеты “Время”
В прошлом году наша газета писала: на казахстанских табачных плантациях, где производится сырье для компании “Филип Моррис Казахстан”, эксплуатируют детей (см. “За понюшку табаку”, “Время” от 2.10.2010 г.). Изменилась ли ситуация за год?
- Ситуация меняется. “Филип Моррис” этому вопросу придает особое значение и строго спрашивает с тех работодателей, которые привлекают к работе детей. В этом году мы снова ездили на поля. Нам на глаза дети не попались. Они, может быть, там и появляются, но массового характера это сегодня не носит.

Анна ЦХАЙ, Талдыкорган
В СМИ регулярно появляется информация о том, что очередной ребенок покончил с собой. Как решить эту страшную проблему?
- Наверное, в Казахстане еще недостаточно специалистов, которые занимаются этой проблемой. Видимо, нам нужны специальные программы для подростков, которые находятся в зоне риска. Также нужно обучать по этой тематике школьных психологов, врачей, поскольку психологи с нынешним уровнем не могут справиться с проблемой - у них нет узкой специализации.
Работе с семьей у нас тоже мало внимания уделяется, особенно в сельской местности, где очень много суицидов. Дети не могут раскрыться, сказать, что их гложет. Откроется ребенок только тогда, когда увидит, что ему помогут.

Игорь ЕВСЕЕВ, Алматы
Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка еще в 1994 году. Что-то с тех пор изменилось?
- Сейчас мы в рабочей группе НПО готовим четвертый альтернативный отчет о выполнении Конвенции ООН. Это своего рода взгляд неправительственных организаций на положение детей в Казахстане. Мы смотрим, насколько у нас реально действует законодательство о защите прав детей. Также мы будем говорить о том, как выполнены более 100 рекомендаций, которые ООН предложила Казахстану с момента предыдущего официального отчета властей в 2007 году.
В наш альтернативный отчет, скорее всего, войдут проблемы: об увеличении детских суицидов; о ранней беременности; о трудностях ювенальной юстиции (по делам несовершеннолетних. - В. Б.); об инклюзивном образовании (о доступе к образованию детей с ограниченными физическими возможностями и детей из удаленных районов); вопросы, связанные с детским трудом. Не скажу, что наши альтернативные отчеты - критика власти. Это просто наш особый взгляд.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Телефон Детского фонда Казахстана (727) 266-28-90.
“Горячая линия” Центра содействия мигрантам (727) 327-90-05.

Поделиться
Класснуть