Алмат ТОЕКИН, эксперт: Салафиты есть даже в парламенте

Как вчера сообщила наша газета, на днях отстранен от работы судья Актюбинского областного суда Агызбек ТУЛЕГЕНОВ, которого обвиняют в связях с религиозными организациями экстремистского толка (см. “Фемида, открой личико!”, “Время” от 11.10.2011 г.). Для исполнительного директора общественного фонда “Центральная Азия - мир и согласие” Алмата ТОЕКИНА, с которым в кулуарах “круглого стола” “Терроризм в современном мире: особенности, тенденции, методы противодействия”, организованного Центром военно-стратегических исследований Министерства обороны и Институтом социально-политических исследований в Астане, побеседовал наш корреспондент, эта новость не стала неожиданной.
- Я слышу об этом впервые, но вполне логично, что экстремистская идеология дошла уже и до судей, - поясняет он. - Тенденция такова, что экстремизм уже проник и в госорганы, и в бизнес-структуры Казахстана.
- Есть ли у вас данные, насколько далеко зашел этот процесс?
- Да, такие данные есть. Могу сказать, что среди тех же наших депутатов есть салафиты, а также последователи псевдохристианских религиозных течений. И терроризм как явление в Казахстане тоже есть.
Это признали сами власти. Атырауским судом санкционированы аресты порядка 40 человек, находящихся в розыске по обвинению в терроризме. Кстати, многие не помнят, но первый теракт в истории суверенного Казахстана был совершен в 1992 году, когда в Шымкенте террористы захватили пассажирский автобус с заложниками и потребовали предоставить им самолет и деньги. И только благодаря действиям подразделения КНБ “Альфа” удалось уничтожить террористов и спасти заложников.
Именно в то время, по мнению эксперта, и были заложены законодательно основы для развития терроризма в Казахстане.
- Закон “О свободе вероисповедания”, принятый тогда, был очень либерален, - уверен он. - Он разрешал 10 гражданам Казахстана зарегистрировать религиозное объединение. Именно этому закону мы обязаны тем, что в Казахстане расплодилось очень много псевдомусульманских и псевдохристианских организаций - более четырех тысяч. Сейчас на подписи у главы государства лежит новый закон, и я надеюсь, что его примут, несмотря на критические замечания со стороны правозащитников и международных организаций.
- Вы полагаете, что принятие нового закона “О религии” позволит ликвидировать угрозу терроризма в Казахстане?
- Я думаю, что принятие этого закона - запоздалая реакция, потому что все эти организации в Казахстане набрали достаточное количество адептов. Кроме того, закон слишком мягкий. Я думаю, его надо было еще более ужесточить. В Казахстане терроризм имеет социально-экономические корни. А власти недоглядели за теми тенденциями, которые развивались на протяжении 20 лет. Кроме того, ДУМК вообще не работал в области просвещения мусульман. В той же России патриарх Кирилл регулярно выступает перед православными. И это правильно. У нас же первые лица ДУМК напрямую с единоверцами почти не общаются - отсюда и появились различные толкования ислама.
- Что сейчас необходимо предпринять для предотвращения терроризма?
- Я думаю, что должен быть принят комплекс мер с участием не только ДУМК, но и православной церкви. Нужно также усилить функции специальных подразделений правоохранительных органов.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана
Комментарий в тему
Александр КНЯЗЕВ, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук:
- Есть вероятность, что Афганистан распадется на несколько государств по этническому признаку. Это усугубит войну в Афганистане. А поскольку рядом с Казахстаном находятся этнически родственные Афганистану Таджикистан и Кыргызстан, то велика вероятность, что конфликт переместится на территорию этих стран, а впоследствии сюда. В Афганистане укрепляется связь с российскими экстремистскими религиозными объединениями на Кавказе. И эта связь может расширяться за счет Казахстана, через который могут пойти наркотики, оружие, боевики и т.д.

