Театральный фотороман
Их ненавидят зрители первых рядов, а актеры невольно собираются под их взглядами, вернее - объективами.
Но не будь этих летописцев театрального процесса, актерская игра осталась бы только в легендах. Наталья САВЧЕНКОВА-ГАЛИМОВА - одна из немногих алматинских фотографов, кто снимает театральную жизнь.
Символично, что и познакомились мы с ней в Республиканском немецком театре, где Наташа ведет свою летопись постановок.
- В детстве мне очень хотелось фотографировать, - рассказывает она. - Я брала старый нерабочий фотоаппарат, наводила его и представляла, что снимаю. Глаз просто сам вылавливал картинки, которые мне хотелось запечатлеть. Потом, когда смогла заработать себе на фотоаппарат, я воплотила мечту в реальность. Наверное, это наследственное: мой дедушка был микробиологом, но серьезно увлекался фотографией. К сожалению, я его не застала, но осталось много черно-белых снимков, сделанных им.
Любовь под прицелом
- По специальности я инженер-электрик, но ни одного дня не работала. Как меня занесло на инженерный факультет? Любовь во всем виновата... В школе была влюблена в мальчика, который решил поступать в политех. Я последовала за ним. В итоге он поступил в другой вуз, а мне пришлось пять лет постигать инженерные азы. Потом освоила фотошоп, работала дизайнером, а несколько лет назад окончательно решила стать фотографом. Почему театральным? Я ходила на курсы к Андрею БОРОДИНУ, и он всегда говорил, что хорошо учиться ставить свет можно на картинах мастеров эпохи Возрождения. Я тогда подумала, что было бы хорошо сделать фотографию, где много народу, как, например, на картине “Ночной дозор” Рембрандта. Но где взять столько людей для такой постановочной фотографии? И тогда меня осенило: в театре это уже есть! Написала в Немецкий театр, что хотела бы поснимать репетиции, прогоны спектаклей. Ответа ждала долго и уже думала, что не дождусь. Но в один прекрасный день мне пришло приглашение поснимать прогон сразу нескольких постановок: театр собирал материал для буклета. С этого и началась моя карьера театрального фотографа. Конечно, в театре вроде бы все за тебя сделано: свет поставлен, мизансцены продуманы, остается, кажется, только поймать момент. Но не все так просто. Если спектакль скучный и неинтересный - хорошие работы получатся только в виде исключения. С трепетом снимаю любовные сцены, потому как фотографировать жаркие объятия считается моветоном, а вот запечатлеть тенденцию, порыв, проникновенный взгляд - это большое искусство.
Лови момент
- Курьезные моменты случаются, но обычно на снимке это передать невозможно. Это когда актеры забывают текст и начинают нести отсебятину. Однажды, правда, мне удалось запечатлеть кадр, где актер, играющий мальчика Ганса, заглядывает под юбку партнерше по сцене. По сценарию детской сказки такой сцены не должно быть. Все недоумевают и смеются. Оказывается, актер забылся и перепутал свою роль в этой сказке с ролью в комедии “Перебор”, где он играет героя-любовника в паре с этой же актрисой. В спектакле “Бременские музыканты” главный герой - шут. В одной из сцен он должен был отвлечь короля от всех остальных персонажей. На генеральном прогоне он отзывает короля в сторону и, показывая на меня, произносит: “Вон фотограф! Смотри на него и не отвлекайся”. Это получилось так забавно, что мы решили оставить, и уже на спектакле показали эту сцену с изменениями.
Для меня театр стал целым миром, который я хочу показать, выразить, пропустить через себя. Мне интересно снимать театр в целом, таким, какой он есть. Ведь это работа многих людей, не только актеров. Кроме театральных подмостков люблю снимать репортажи и портреты. Мне нравится через фотографию показывать характер человека. А вот пейзаж - это не мое. Природу люблю, но снимать ее так, как хотелось бы, не получается. Не зря же говорят, что самый сложный жанр тот, в котором ты не работаешь.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Натальи САВЧЕНКОВОЙ-ГАЛИМОВОЙ, Алматы



