Не там ищете!
Открытое письмо генеральному прокурору РК Даулбаеву А. К.
Уважаемый Асхат Кайзулаевич!
С самого начала хочу выразить свою глубокую благодарность за то внимание, которое уделили вы и ваше ведомство моей скромной персоне и выполняемой мною работе. Ведь для выяснения того, каким образом я, рядовой журналист, добываю информацию для газетных публикаций, вы откомандировали в Алматы своего помощника в чине старшего советника юстиции - целого полковника прокурорских войск! С другой стороны, как гражданина меня восхищает, что, несмотря на разгул коррупции в стране и сращивание оргпреступности с госаппаратом, прокуратура в состоянии вот так запросто выделить столь серьезные силы на разбирательство с простым корреспондентом.
Как меня предупредили, вашего помощника Жасарала Жумаша в первую очередь будут интересовать мои так называемые источники. Говоря иначе - мои знакомства в правоохранительных органах. Выражая полную готовность сотрудничать со следствием, хочу заявить, что в силу моей профессиональной принадлежности круг моих знакомств в этой сфере очень широк.
Начнем с того, что и с вами я неплохо знаком еще с тех времен, когда Акежан Кажегельдин не называл себя оппозиционером, а очень азартно распродавал богатства казахстанских недр. Вы помните, как мы славно с вами беседовали о нем за чашкой чая в вашем кабинете, конечно же, на условиях полной конфиденциальности?
Также, признаюсь, доводилось общаться мне и с председателем Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Кайратом Пернешевичем Кожамжаровым, и с нынешним министром внутренних дел Калмуханбетом Нурмуханбетовичем Касымовым, и с председателем КНБ РК Нуртаем Абыкаевичем Абыкаевым.
Кроме того, я могу перечислить поименно большинство ваших заместителей, а также заместителей всех вышеназванных уважаемых господ. Многих начальников департаментов, управлений и отделов главков всех вышеназванных ведомств. Практически всех руководителей региональных департаментов, их заместителей, руководителей структурных подразделений этих департаментов - короче, в итоге получится длинный список, способный утомить любого следователя.
И ведь, что интересно, со всеми исключительно только по работе общался. А какая у меня работа? Правильно: статьи в газету писать. Вот сколько информаторов получается - любого при желании можно привлечь за раскрытие госсекретов или служебной тайны.
Но если говорить начистоту, то ничего предосудительного в их словах и поступках нет. Наоборот, их действия полностью отвечают установкам нашего президента, объявившего бескомпромиссную войну коррупции и злоупотреблениям.
А уж если говорить совсем начистоту, то у меня к вам, господа прокуроры, вопросов гораздо больше, чем у вас ко мне.
Вот, например, я никак в толк не возьму: что за секретную информацию я опубликовал, чтобы по поводу ее разглашения уголовное дело возбуждать?
Про “хоргосское дело”, наверное, только тупой да ленивый ничего не слышал - его потому-то и прозвали громким. И разговоров о нем в среде чиновников - на каждом углу.
Ваши сотрудники во время своего визита к нам в редакцию сказали, что особое возбуждение вызвала информация, что на руках у двух фигурантов этого дела - сотрудников КНБ РК Жакаева и Абдрахманова - имелись выданные Минюстом в официальном порядке паспорта на вымышленные фамилии. Утверждается, что эти сотрудники якобы работали под прикрытием, а я своей публикацией вроде как их спалил…
Прошу, конечно, прощения, но, насколько я знаю, эти сотрудники сейчас “работают” в следственном изоляторе - в качестве подозреваемых по делу о широкомасштабной контрабанде.
И вообще, мне, как любому здравомыслящему человеку, слабо верится, что начальник 5-го департамента КНБ РК (антикоррупционного), коим до недавнего времени был полковник Талгат Жакаев, известный на казахстанско-китайской границе под прозвищем ТЖ, мог быть куда-либо внедрен (просто в силу своей руководящей должности и служебного положения). Начальнику одного из управлений 4-го департамента КНБ РК (курирующего вопросы экономики) подполковнику Ирлану Абдрахманову, по прозвищу Шаман, тоже вроде бы внедряться в преступные группировки было не по рангу. И уж совсем непонятно, какие такие секретные миссии могли выполнять их жены, которым Минюст тоже выписал паспорта на выдуманные фамилии...
И самое главное - сколько еще таких “мертвых душ” наплодили у нас в республике?
Ведь каждый такой выданный вполне официально, но при этом совершенно липовый, на вымышленную фамилию, паспорт открывает широкие криминальные возможности. Можно брать в банках заведомо невозвратные кредиты, совершать махинации с недвижимостью, открывать обнальные конторы, укрываться от налогов, прятать незаконно или преступно нажитое имущество, совершать куда более тяжкие и опасные преступления. А потом и бесследно скрыться от правосудия. Именно это - серьезнейший повод для расследования и мер прокурорского реагирования. Но прокуратура почему-то занимается газетой, а вовсе не фактами явно незаконной выдачи паспортов…
Почему?
А может быть, именно в этом “секретность” опубликованной в газете “Время” информации? Если таких липовых паспортов не два и не четыре, а десятки и сотни и находятся они на руках не у самых простых людей - может быть, своими публикациями мы серьезно побеспокоили сильных мира сего? И нам просто пытаются заткнуть рот?
Теперь - о приключениях “агента Саныча”, про которого наша газета писала две недели назад. Ставит под большое сомнение существование законности в стране уже то обстоятельство, что главного свидетеля по столь громкому и непростому делу, как “хоргосское”, похищают, бьют и угрожают убить. А после всего этого из Алматы привозят в Астану и в здании КНБ РК организовывают встречу с двумя очень высокопоставленными чинами спецслужбы. Вот бы чем в полный рост заняться Генеральной прокуратуре…
Но не тут-то было - прокуратура создает специальную следственную группу, чтобы выяснить, откуда журналист обо всем этом узнал. А беспредел в отношении важнейшего свидетеля, жизнь которого буквально висит на волоске, законников не слишком интересует.
Интересно, почему?
Кстати, вот вам, Асхат Кайзулаевич, еще один повод убедиться в достоверности моих источников информации. По моим данным, после опубликования 22 сентября 2011 года статьи “Ставка больше чем жизнь” про “агента Саныча” целый ряд причастных к этой истории высокопоставленных сотрудников КНБ лишились своих должностей. Так, по моей информации, на днях был отстранен от занимаемой должности начальник 5-го управления ДКНБ по г. Алматы, а также его заместитель. Очень серьезно стоит вопрос о дальнейшем пребывании в должности руководителя аппарата председателя КНБ РК полковника Муратши Шалгимбаева - одного из тех, кто “беседовал” с Санычем в здании КНБ РК. А ведь его в ближайшем будущем прочили на должность начальника алматинского ДКНБ…
Только не спрашивайте, Асхат Кайзулаевич, откуда я это знаю. Сорока на хвосте принесла.
Публикуя на свой страх и риск информацию по громкому “хоргосскому делу”, зачастую бегая, так сказать, впереди паровоза, я очень боялся в чем-либо ошибиться. Вроде и факты были проверенные, и подтверждение имелось безупречное, а все-таки, признаюсь, было какое-то беспокойство, что могу в творческом запале что-нибудь напутать. То, что прокуратура возбудила уголовное дело именно по факту утечки информации, меня сильно успокоило и приободрило. Значит, все правильно было написано, ни в чем не ошибся - в самую десятку попал.
А это для журналиста - самая большая радость.
С уважением Геннадий Бендицкий.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz

