6711

“Крышевать” торговлю должно государство

Почему в стране резко подорожало мясо? Берут ли взятки с бизнесменов после разгрома преступной группировки на казахстанско-китайской границе? Почему чиновники не знают, куда сбыть рекордный урожай пшеницы? На эти и многие другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык АБИШЕВ (на снимке).

Римма ЗАДОРОЖНАЯ, Алматы
Еще две недели назад килограмм говядины на алматинских рынках стоил 900-950 тенге, а сейчас уже 1350-1400 тенге. Про магазины не говорю - там берут до 2 тыс. за кило. Почему так подорожало мясо?
- Если вы заметили, подорожало не только мясо, но и крупы, масло, бензин. Во-первых, это случилось из-за Таможенного союза. Тут все работает по закону сообщающихся сосудов. Границы у нас открылись, и пока цены не уравняются с российскими, они будут расти. И с этим ничего нельзя сделать. Во-вторых, усложнило ситуацию и то, что на казахстанско-киргизской границе ужесточили проверки. Раньше, по крайней мере, в южные регионы Казахстана четверть мяса завозилась из Киргизии, а теперь это поступление значительно уменьшилось, что тоже сказалось на ценах. Причем мясо поступало к нам полулегально. Бывало, даже живой скот табунами через горы гнали. На границе ужесточили контроль из-за новых санитарных норм Таможенного союза. Ведь Киргизия входит в список стран, чье мясо несет повышенный риск из-за болезней, которые передаются от животных к человеку.

Но ведь чиновники уверяли, что со вступлением в Таможенный союз цены якобы упадут.
- А получается все наоборот. И это не только с мясом. Например, овощи, которые раньше завозились в Казахстан и шли дальше по нашим регионам, теперь уходят в Россию.
Мы думали, что если вступим в Таможенный союз, то будет наведен порядок и на границах. Но наши надежды не оправдались. Бардак как был, так и остался.
Вопросы газеты “Время”:

Правда ли, что после разгрома прес­тупной группировки на казахстанско-китайской границе “челноки” теперь платят дань новым “хозяевам таможни”?
- Насчет “новых хозяев” таможни я не в курсе. Но знаю одно: предприниматели как платили дань, так и платят, а граница была и остается кормушкой. Недавно я был на “Хоргосе” и “Кордае” - там беспредел, бардак, у предпринимателей, как и раньше, нет никаких прав - одни обязанности. Под любым предлогом у них вымогают деньги, заставляют платить.

А кому предприниматели платят дань?
- Это вопрос не ко мне, а к компетент­ным органам. Они все знают: кто, где и сколько берет. Побудьте полдня на границе - вам скажут, кому и сколько надо занести.

“Челноки” платят “бегункам” или людям в погонах?
- Где как. Есть “бегунки”, которые посредничают между таможенниками и предпринимателями, а есть солдаты пограничной службы. Местами они выполняют работу таможни - досматривают груз, что-то ищут, забирают документы, вымогают деньги. А если вдруг жареным запахнет, таможенники всегда смогут сказать: это же солдат, что с него взять, он просто превысил свои полномочия. И максимум, что ему за это светит, - “губа”. Получается, солдат - пешка, он ни за что не отвечает, и таможенники чисты.
В общем, на границе мало что меняется. Помните, как у Салтыкова-Щедрина было в сказке про комаров? Когда крепостного привязали к дереву на болоте, а тут пришел сердобольный человек и стал отгонять от бедолаги комаров, которые на крепостном сидели и пили кровь. Крепостной закричал: “Не трогай, не гоняй! Ведь те, которые на мне, уже напились. А если они улетят, им на смену другие прилетят, голодные”. Вот точно так же и с таможней.
Если честно, наши чиновники не заинтересованы, чтобы предприниматель проходил таможню легально. А иначе зачем бы все они устраивались туда работать? Чтобы жить на одну зарплату? Нет. Они заинтересованы, чтобы предприниматель шел вчерную, и сделают все для этого, найдут любую придирку, лишь бы не пропустить груз, затянуть время.
Может, в честной растаможке заинтересован председатель таможенного комитета, но ему это по должности положено. А многим другим - нет. И тому подтверждение - пос­ледние громкие дела. Многих арестовывают, судят, но ничего не меняется.

Еркин КАРАМУРЗАЕВ, Алматы
Предприниматели постоянно жалуются, что на таможне им приходится давать взятки. Но почему бы им не признать, что взятками порой им дешевле обходится прохождение груза через границу?
- Может, иногда и дешевле, а может, и дороже. Главное - другое. Знаете, есть такая поговорка: время - деньги. Предприниматели не знают, сколько они простоят на границе: может, один час, а может, и месяц. Многие, бывало, и по полгода простаивали. В это время товар в фурах под дождем и открытым небом пропадает. Кто за это ответил? Никто! И никогда не ответит. Потому что нет персональной ответственности чиновника, предприниматель фактически беззащитен.
Наши чиновники самые одаренные, они всегда найдут, до чего докопаться. Вот груз простаивает, а его хозяева созревают до взятки и в итоге готовы дать любые деньги, лишь бы груз прошел.
И дело не в персоналиях, которых поймали (о чем написано в последних публикациях Геннадия БЕНДИЦКОГО. - В. Б.). Дело в системе. Мне многие говорят: у вас нет фактов, у вас только голословные обвинения, назовите фамилии! Я сказал: ребята, дело не в том, что кто-то конкретно и сколько-то берет, а в том, как выстроена такая система. Для видимости порой отдают на заклание несколько человек, делают вид, что граница на замке, а ничего не меняется. Еще раз говорю: поезжайте на границу, попробуйте провести через таможню хотя бы мешок полотенец - и сразу же поймете, кому и сколько надо дать.
Более того, бардак на границе на руку нар­которговцам и продавцам оружия. Под видом провозки овощей и фруктов они приходят на таможню, дают взятку, и их груз могут пропустить без досмотра. А вдруг там оружие? Мне, конечно, могут возразить. Но если ввозимый в Казахстан товар так тщательно проверяется, откуда в стране появляются тонны наркотиков?

Анна ЖАМАЛОВА, Алматы
В последнее время на алматинской барахолке цены на одежду подскочили. Почему?
- Потому что на границе каждый раз новые правила игры. Посудите сами: кроме таможенников там часто дежурят, например, сотрудники финансовой полиции, которые проверяют товар. Мы не понимаем, зачем? Если предприниматель провел груз, таможенник ему поставил печать в документы, какие к нему могут быть еще вопросы? Если есть проблемы - пусть финпол спрашивает за это с таможенника! В конце концов, государство посадило его туда, платит зарплату, значит, ему доверяют. Если нет - трясите его! А зачем проверять предпринимателя? Мы этот вопрос поднимали много раз, но без толку. Вот когда таможенники кого-то боятся, за риск берут больше.

Бектас ЖАТЫКБАЕВ, Астана
Кто “крышует” торговлю в Казахстане?
- Не имею представления. Но знаю одно: по идее “крышевать” (в хорошем смысле этого слова) торговлю должно государство! Мы уже пять лет говорим о том, что стране нужно отдельное министерство торговли, но без толку. Во всем мире торговля - священная корова, на которую молятся. Даже Чингисхан, не имея гарвардского образования, понял, что торговля - это двигатель экономики, что ее нельзя запрещать или ставить ей препоны. Великий полководец даже выдавал золотые знаки всем караванщикам, чтобы их никто нигде не трогал в пути, а их обидчиков жестоко наказывал.
А у нас торговля пущена на самотек. Чиновники должны понимать: важно вырастить картошку, важно сшить костюм, но еще важнее продать все это. Чтобы производитель получил прибыль и мог развиваться дальше. Вот в этом нам и нужна помощь министерства торговли, которое бы сказало, какая ниша производства в стране еще не занята, как правильно и какую отрасль нам развивать. А пока получается, что у нас кто-то наверху придумал, что надо строить овощехранилища, - их все строят. Придумали открывать коммунальные рынки - открывают. А какой в этом смысл без внятной торговой политики?
Вот сейчас у нас вырастили рекордный урожай пшеницы, и все теперь ломают голову: куда его девать, кому продать? У нас нет подвижного состава, нет элеваторов. А зачем надо было уговаривать фермеров выращивать, развивать эту отрасль сельского хозяйства, не выстроив цепочку торговли? Сейчас наши фермеры понесут убытки. Причем не только производители зерна, но и других продуктов.
Даже в советское время были торговые институты. Хотя государство боролось со спекулянтами, продавцов обзывали последними словами, но все понимали, что торговля - это важнейший механизм экономики. А у нас такого нет.

Залина МАРИНИНА, Алматы
В последнее время на казахстанских рынках просто наплыв проверяющих из СЭС, их отчеты о рейдах напоминают сводки с поля боя. К чему бы это?
- Мне понравился пример президента Грузии СААКАШВИЛИ, который просто упразднил СЭС в стране. Сказал: что толку от этой организации, которая постоянно вымогает взятки? У нас если какой-то базар существует десятки лет, но вдруг он понравился какому-то чиновнику, тут же поступает команда СЭС и пожарным: фас! Те идут, выявляют нарушения, составляют акты. Но у меня вопрос: а куда они смотрели, когда базар только открывали, когда эти же ведомства сами его принимали? И кто теперь возместит ущерб предпринимателю от его закрытия? Считаю, именно проверяющие должны взять на себя солидарную ответственность. Впрочем, это уже из области фантастики...

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

260