“Славная у вас делегация…”
Наш специальный корреспондент передает из Польши
Игру в пинг-понг напоминает десятидневная конференция БДИПЧ ОБСЕ, проходящая в эти дни в Варшаве. Правда, в этот раз рефери “соревнований” - международные организации и представители госдепа - были отчаянно взволнованны судьбами простых казахстанцев. Наша страна подверглась целенаправленной атаке со стороны западных критиков. Особо досталось закону о религии, на днях принятому парламентом.
Так, Янеш ЛЕНАРЧИЧ, директор бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ) жестко проехался по документу - как до его принятия парламентом в Казахстане, так и после. Он сообщил присутствующим, что “разочарован”. По его словам, Закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” необоснованно сдерживает свободу религий и убеждений и нацелен на ограничение этой свободы в Казахстане.
Надо отметить, что за день до выступления г-на Ленарчича, в Варшаве обсуждали как раз религиозную проблематику. Чтобы лучше понять, как обсуждают проблемы, необходимо понимать дипломатический регламент подобных собраний. За огромным “круглым столом” (который на самом деле квадратный) сидят представители 56 государств - участников ОБСЕ, по идее, должны сидеть в алфавитном порядке. Но США и Германия - это всегда “первые буквы алфавита”. А уже после них - алфавитный порядок. Пока дело дойдет до Казахстана, успеваешь прослушать еще про то, как дела обстоят у албанцев, бельгийцев, грузинов... А вот в обсуждении дел духовных участвовали, кажется, одни казахстанцы. Наша делегация - самая многочисленная, и энпэошников у нас больше всех.
Кстати, представители приехавших НПО делились на оппозиционных и “независимых”. Вторые жили в Варшаве, в самом - “Софителе”, где проходила конференция. Пятизвездочный отель - стандартный номер стоит от 200 евро в сутки. Определить “независимых” НПО можно по началу их спича. Как под копирку: “Я сюда сам приехал, за свои деньги”. Дальше выясняется: представитель “гражданского сектора” откуда-нибудь из-под Экибастуза на деньги, нажитые непосильным трудом, приехал в Варшаву, потому что ему обидно за то, что “какие-то там” оппозиционные деятели порочат казахстанский флаг и герб. Вот он и привез им “симметричный ответ”.
Вот и ощущаешь себя героем Довлатова. Вот характерные цитаты из независимых:
- Я представляю центр “Виктория “ в Караганде, он создан не для противостояния с религиозными объединениями, но для преодоления внутриличностных конфликтов, чаще всего уже бывших адептов религиозных объединений.
- Если закон примут, мы проснемся в другой стране. Он загонит в подполье объединения, которые до этого времени чувствовали себя спокойно, а религиозные экстремисты - они не регистрируются. Все возражения не были услышаны.
- Я защищаю людей, которые страдают от деятельности таких религиозных групп. Человек становится оторван от дома, отчужден от профессии, теряет социальный статус. Мы - не ручное НПО.
- Региональным журналистам настойчиво рекомендуют не освещать деятельность нетрадиционных течений, и держаться от них подальше, для этой работы привлекается прокуратура. Но в законе нет понятия “деструктивное течение”…
- …Нам не дают право на веру. Мы обращаемся к мировой общественности. Помогите…
Пытаюсь успеть записывать всех участников - модератор декламирует только названия НПО - не имена. Подхожу к одному из выступавших, прошу визитку. На ней - название религиозного объединения.
- А зовут вас как?
- Там все написано!
Списываю все на плохое зрение, вглядываюсь: “Мы ждем вас каждое воскресенье с 14 до 16. Откройте свои сердца свету”.
Чуть позже, уже когда я в фойе гостиницы упорядочивала файлы на ноутбуке, к нам обратился седовласый мужчина.
- Из Казахстана? - спросил по-английски.
- Да. Мы оттуда.
- У вас милая делегация. (Так и сказал: nice delegation. - З.А.) Столько проблем... Бедные люди. Мы будем за вас молиться.
Так что, братья и сестры, вне зависимости от того, подпишет президент закон или нет, бельгийский пастор уже замолвит перед Богом словечко за наши заблудшие души.
Зарина АХМАТОВА, Варшава - Алматы

