Защита от… защитников
В Костанае разгорается новый адвокатский скандал. Судья Айжан Кульбаева официально предупредила двух местных адвокатов о возможном привлечении их к уголовной ответственности
Скандал случился в минувшую пятницу в момент, когда судья попросила присяжных на некоторое время выйти из зала. Сделано это было, видимо, для того, чтобы заседатели не стали свидетелями сцены, которая могла бы повлиять на их мнение о виновности подсудимых - экс-начальника управления юстиции города Рудный Жанат БРИМЖАНОВОЙ, ее подчиненных Максима КОСТРЮКОВА, Марата ЖУСУПБЕКОВА и предпринимательницы Кульман ТЮТЕНОВОЙ. Напомним, им инкриминировано участие в организованной преступной группе, занимавшейся квартирными аферами (см. “Юстиция с большой дороги”, “Время” от 15.6.2011 г.).
Судебные разбирательства вплоть до последнего времени шли со скрипом. Чувствовался дефицит доказательств, особенно после выступления столь важного свидетеля, как бывший сотрудник ЦОНа Василий МУЛЁВ. Освобожденный в ходе расследования этого уголовного дела от ответственности за чистосердечное раскаяние и помощь следствию, в суде он попытался уйти в полный отказ и глухую несознанку. Но спустя несколько дней обратился к судье Кульбаевой с письменной просьбой защитить его от давления адвокатов подсудимых и выразил готовность “дать правдивые показания” - в пику своим же, прозвучавшим на одном из недавних заседаний. Оглашение этой бумаги шокировало участников процесса. Судья пригласила Мулёва в зал и расспросила его о причинах обращения.
- Адвокаты ИМАНБАЕВ и МУХАМЕДЖАНОВ несколько раз подходили ко мне и говорили: если ты не дашь нужные показания, сядешь вместе с нашими клиентами, - заявил свидетель.
- Вам требуются меры безопасности? - спросила судья А. Кульбаева.
- Да, я прошу, чтобы до конца судебного следствия никто ко мне не подходил с вопросами, просьбами, угрозами…
Адвокат Мухамеджанов от обвинений в давлении на свидетеля поспешил откреститься. А Сабыржан Иманбаев возмущенно заявил, что все происходящее является провокацией.
- Проводится определенная работа, чтобы вывести меня из процесса, - сказал он. - В здании суда находятся сотрудники финпола, которые постоянно этим занимаются. Вообще не понимаю, от кого он просит защиты, мне он говорил, что финполиция на него давит.
Заметим в скобках: сам Иманбаев в недавнем прошлом работал заместителем начальника облфинполиции…
Тем временем Мулёв вытащил из кармана диктофон и объявил, что располагает неопровержимым доказательством своих слов - записью разговора с адвокатом Иманбаевым. Несмотря на мнение прокурора Марата ШУАКПАЕВА, полагавшего необходимым прослушать запись, судья запретила нажимать кнопку play.
- Можете хранить это у себя дома на полке, - посоветовала Кульбаева, удаляясь в совещательную комнату для вынесения определения по ходатайству Мулёва. - Запись не является доказательством, так как произведена без соблюдения процессуальных норм.
Вернувшись, она объявила: суд считает обоснованным существование угрозы свидетелю Мулёву и обязует финпол обеспечить его личную безопасность. Адвокаты же получили “черную метку” - предупреждение о возможном уголовном преследовании за незаконные попытки повлиять на свидетеля. Допрос Мулёва продолжился уже в присутствии присяжных. Он рассказал, как подсудимые Кострюков и Жусупбеков предлагали ему незаконно регистрировать квартиры за вознаграждение. При этом они якобы ссылались на то, что их начальник Бримжанова в курсе происходящего и даже получала деньги в результате проведенных афер.
…В перерыве, пока судья рассматривала ходатайство Мулёва, я попросил у него послушать ту самую запись. Некоторые фрагменты показались мне крайне интересными. Человек, голос которого вроде бы принадлежит адвокату Иманбаеву, так объяснял собеседнику возможное развитие ситуации:
- Если ты придешь и дашь показания в пользу следствия, у тебя тогда начнутся проблемы. У нас в свидетелях осталось два основных лица - ты и РОГОВА (риелтор, осужденная в прошлом году за квартирное мошенничество. - С. К.). Она поддержит твою позицию. Это сто процентов… Сейчас тебя пасет финансовая полиция. Такое есть, я знаю, я сам, когда там работал, мы всегда сопровождение делали, чтоб свидетель показания менял… А вообще, по идее, ты уже сейчас можешь уехать, и никто не будет выяснять причину твоей неявки…
Я спросил у Иманбаева, почему, ожидая возможных провокаций, он вел столь откровенные разговоры со свидетелем.
- Я не думал, что дело может зайти так далеко, - ответил адвокат. И тут же сообщил о своем несогласии с одной из моих публикаций об этом деле - со статьей “В тесной связке” (см. “Время” от 8.9.2011 г.). Напомним, в ней упоминалось, что Бримжанова когда-то работала старшим помощником прокурора Рудного. А начальником ее тогда был Иманбаев. Не отрицая этого факта, сегодня он - экс-прокурор и экс-замначальника финполиции - уточняет: при нем расследования упомянутых в статье уголовных дел о квартирном мошенничестве не приостанавливались. Они даже не возбуждались. Что ж, пусть так, хрен редьки не слаще. Повторю лишь, что никто и не утверждал, будто Иманбаев хоть как-то причастен к деятельности мошенников.
Сегодня интересно другое: каким будет финал этого процесса? Докажут ли силовики то, чего раньше доказать не могли? И не зря ли защитники подсудимых едят свой хлеб? В общем, война план покажет…
Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, фото Николая СОЛОВЬЕВА, Костанай

