6893

Рука преткновения

Два года инвалид Сергей ДЕСКАТ, лишившийся правой руки на производстве, не мог добиться исполнения решения суда о выплате ему бывшим работодателем почти 4 млн. тенге компенсации.

Трудовое увечье Дескат получил в мае 2007 года, работая на столярном станке. В результате ему ампутировали кисть правой руки. Несчастный случай был соответствующим образом заактирован, степень вины работника и работодателя определена - 50 на 50.
- Когда Сергей Лукьянович лежал в больнице, к нему приезжали представители фирмы ТОО “Kossay Group Corporation” и обещали оказывать всяческую помощь в лечении и реабилитации, - говорит председатель правления общественного объединения инвалидов “Демеу” Ахат УЗАКБАЕВ, представляющий интересы Деската в суде. - Прошло больше года, но работодатель своего обещания не сдержал (в то время учредителем и руководителем предприятия был Косай КЕНЖЕБАЕВ). Тогда и было принято решение обратиться в суд. Мы его выиграли: заочное решение судьи Алмалинского районного суда Алматы Нурбике ЕСКЕНДИРОВОЙ вынесено 16 октября 2009 года: о выплате Дескату 3 млн. 888 тысяч тенге. Однако позже мы убедились: выиграть суд - мало, самое трудное - добиться исполнения судебного решения! И вот сейчас, по прошествии двух лет, началось... Мало того, что ни прокуратура, ни судисполнители, несмотря на имеющееся у нас на руках решение суда, вступившее в законную силу, и пальцем не пошевелили, чтобы взыскать с работодателя деньги, положенные инвалиду за трудовое увечье. Так еще и уважаемая судебная система преподнесла нам очередной “подарок”: за нашей спиной 27 сентября судья все того же Алмалинского районного суда Алматы ТЛЕУБАЕВ выносит определение об отмене решения, вынесенного Ескендировой в 2009 году! Все эти события происходят как раз в то время, когда удалось расшевелить судисполнителей: наложить арест на административное здание работодателя для оценки и дальнейшей его продажи в счет погашения долга!
Действительно, 19 сентября от имени президента ТОО “Kossay Group Corporation” Дмитрия САЗОНОВА в суд поступает заявление на отмену заочного решения судьи Ескендировой. В нем говорится: во-первых, решение вынесено в отсутствие ответчика, которого в суд никто не вызывал, нарушив тем самым его право на судебную защиту. Во-вторых, якобы Сергей Дескат сам полностью виновен в полученном увечье, поэтому ему до сих пор ничего не выплачено. Хотя на самом деле в ЧП есть как вина самого инвалида, так и его работодателя, что установлено “Актом о несчастном случае” от 16 июня 2007 г. Так или иначе, но в определении судьи Тлеубаева четко указано: заочное решение подлежит отмене, так как сторона ответчика не явилась в суд по уважительной причине.

И вот здесь начинается самое интересное.
Выясняется, что с ноября 2009 года, когда было начато производство по исполнению решения суда, судисполнители попросту не могли найти ответчика для принудительного взыскания долга: по адресу, указанному в исполнительном листе (как, впрочем, и в совершенно свежем заявлении в суд за подписью Сазонова), такого предприятия нет!
Более того, в начале 2010 года заместитель администратора судов Алматы Бахтыбек АСАНБЕКОВ в своем ответе на жалобу Ахата Узакбаева о бездействии судисполнителей сообщает: “ТОО “Kossay Group Corporation” в лице его руководителя и учредителя (по всей видимости, нового. - А.А.) Ергали АУЕЛОВА объявлен в розыск по определению специализированного межрайонного экономического суда Алматы”.
- Вам не кажется это странным? - недоумевает г-н Узакбаев. - Сазонов утверждает, что ему повестки в суд не присылали, тогда как в решении судьи Ескендировой четко указано, что извещение о процессе было оформлено и отправлено должным образом. И вдруг выяс­няется: должника целых два года было невозможно найти. Просто у этой фирмы два адреса, и в 2009 году в офисном здании по первому адресу - Байтурсынова, 9а - располагались арендаторы. Я считаю, что судисполнители лукавили изначально, поскольку лично мне Ауелов недавно признался: он никуда не сбегал и ни от кого не скрывался, живя и работая все эти два года в Алматы. И будь люди, от которых зависит исполнение судебных решений, порасторопнее, Дескат уже давно получил бы свои деньги.
По словам Ахата Узакбаева, который уже несколько лет защищает права таких же инвалидов, как он сам, если в 2009 году с ТОО “Kossay Group Corporation” Сергей Дескат требовал возмещения материального вреда, то теперь - раз уж речь зашла о пересмотре дела - сумма иска увеличится вдвое.
Судебный процесс по заявлению Дмитрия Сазонова начнется в пятницу, 7 октября.
Его исход может стать настоящим пособием по выживанию для тех, кто, как и Сергей Дескат, серьезно покалечен на рабочем месте, но не получил от работодателя ни копейки. А таких, судя по высокому уровню травматизма на производстве, немало.

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Только цифры

По оперативным сведениям Министерства труда и социальной защиты населения, на 1 сентября 2011 года в целом по стране на производстве пострадали 1287 человек.
Из них 180 погибли.
Наибольшее число пострадавших и погибших работников зарегистрировано в промышленном Карагандинском регионе.

Поделиться
Класснуть

Свежее