День “Тухлого яйца”
Ермухамет Ертысбаев - Мухтару Шаханову: собрался митинговать - выучи Конституцию!
В минувшее воскресенье в Алматы прошел митинг в поддержку государственного языка. Утром второго октября в сквере за кинотеатром “Сарыарка” (а санкционированные городским акиматом мероприятия нигде больше и не проходят) собралось более тысячи человек. Среди радетелей государственного языка были замечены представители различных политических партий и общественных организаций, ученые, писатели и просто лингвистически озабоченные граждане. Поддержать нацпатов прибыли делегации из Астаны, Семея и Павлодара. Было много молодежи, некоторые пришли с маленькими детьми. Естественно, не обошлось и без силовиков, большинство из которых маскировались под обычных зевак - правда, не слишком успешно.
Открыл митинг один из вдохновителей скандального “письма 138” поэт Мухтар ШАХАНОВ, сообщивший об учреждении специальной премии “Тухлое яйцо”, которая будет вручаться тем, кто мешает развитию казахского языка.
- Эту премию мы прежде всего вручим советнику президента Ермухамету ЕРТЫСБАЕВУ и ректорам вузов, которые запрещают студентам участвовать в митингах, - заявил г-н Шаханов. - А газеты “Жас Алаш”, “Жас казак”, “Заман Казакстан” и другие будут сообщать об этом.
На митинге, длившемся почти три часа вместо отведенных двух, выступили около 20 человек, рассуждавших о судьбах казахского языка. Лейтмотив их выступлений - в Казахстане нужно говорить по-казахски. Толпа дружно ревела и аплодировала всякий раз, когда кто-то из ораторов говорил об этом, и выражала свое “фе” в адрес… нет, не представителей других национальностей, а так называемых шала-казахов, которые “не желают учить свой родной язык”.
Пространно рассуждая о казахской культуре, некоторые спикеры явно забывали об элементарной культуре поведения. К примеру, один из них пару раз смачно плюнул со сцены чуть ли не на головы слушателям. Видимо, тем самым радетель казахского намеревался лишний раз подчеркнуть: на всех, кто не разделяет взглядов, он плевать хотел.
Затронули в ходе митинга и тему принятого на днях парламентом (но пока не подписанного президентом) закона о религии. Представитель общественного движения “Желтоксан рухы” Талгат РЫСКУЛБЕКОВ вместе с теми самыми боксерами, которые составили ему группу поддержки на прошедшей в Академии спорта и туризма пресс-конференции за отставку председателя госагентства по делам религий Кайрата ЛАМЫ ШАРИФА, вновь недобрым словом помянул чиновника. “Лама Шариф, кет!” - скандировали мускулистые парни, поддерживая своего лидера.

В самый разгар пламенных речей на помост попытался прорваться лидер движения “Азат” Хасен КОЖАХМЕТ. Но организаторы митинга и импровизированная охрана из числа активистов движения “Болашак” преградили ему дорогу, назвав его появление провокацией. Сопровождаемый полицией и журналистами г-н Кожахмет с соратниками покинул сквер, заявив напоследок, что подобные мероприятия абсолютно бесполезны.
- Я хочу сказать, что ничего из этого плача не получится, - говорит он. - В год два раза собираются здесь - поплачут и дальше спят. Сколько можно плакать?! Надо действовать! Я знаю, как это делается. Я семь лет назад предлагал: надо провести шествие по Казахстану. Они говорят: все мы знаем, виноваты власть, парламент… Они же все из одной партии - “Нур Отан”! Тогда зачем мы здесь прячемся? Надо все сказать им, пойти в штаб “Нур Отана” и там надо проводить (митинги. - М.А.). У них надо требовать все это, а не прятаться здесь!
Участники митинга говорили исключительно на казахском языке и довольно агрессивно реагировали на чьи-либо попытки заговорить по-русски.
В целом же митинг прошел без эксцессов и даже довольно весело: люди читали стихи и пели патриотические песни. А трое мальчишек лет семи-восьми - ученики одной из алматинских школ - трогательно спели песню о родном языке. Под занавес акции лидер движения “Болашак” Даурен БАБАМУРАТОВ зачитал обращение к главе государства в поддержку госязыка от имени “представителей общественности”. Они просят со следующего года перевести делопроизводство в госорганах на казахский язык и вернуть русскому языку статус языка межнационального общения, которого он лишился с принятием Конституции 1995 года. Выслушав эти требования, толпа одобрительно загудела.
Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Комментарий в тему
Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, советник президента:
- Ермухамет Кабидинович, вы знаете о том, что национал-патриоты присудили вам премию “Тухлое яйцо”?
- Нет, не знаю.
- Как вы к этому относитесь?
- Да никак! Вы же понимаете, что я не выступаю против казахского языка. И никто не выступает против казахского языка. Речь идет о том, что они (национал-патриоты. - М.А.) предлагают, во-первых, неконституционные, а во-вторых, взрывоопасные во всех отношениях формы решения этого вопроса. Прежде чем идти на митинг и что-то требовать, надо как следует изучить Конституцию. В Конституции написано, что русский язык используется наравне с казахским, есть решение Конституционного совета. Слово “наравне” означает, что он имеет такие же права, как и государственный язык. Если кто-то хочет забрать эти законные права у русских, у представителей 130 других наций и народностей (и, кстати, у многих казахов, которые в основном говорят по-русски), что будет в стране тогда?! Далее следуют два важных положения, которые должен знать каждый. Первое: запрещается любая языковая дискриминация. И второе, прямо вытекающее из первого: каждый имеет право на свободу языкового общения в воспитании, творчестве и т.д. Это международные стандарты самых высокоразвитых демократий. И их соблюдение позволило на протяжении 20 лет независимости сохранить нормальные межнациональные отношения в Казахстане. Если Шаханов и его соратники будут требовать: говорите только на казахском, они тем самым будут нарушать Конституцию и вносить раскол и напряжение в общество. Другое дело, если они скажут: давайте будем развивать казахский язык, выделим из бюджета новые ассигнования, примем новые программы, откроем новые центры по изучению языка, новые университеты по подготовке языковедов и преподавателей - все дружно проголосуют “за”. Потому что все понимают: проблема есть. Но это же люди неуравновешенные, которые не умеют ни слушать, ни слышать. Ты им говоришь про Фому, а они - про Ерему! Им говоришь, что это неконституционно, а они говорят: мы тебе - тухлое яйцо. Как можно разговаривать с этими людьми? Они живут не умом, а эмоциями.


