Джаггернауты, без паники
Очередная попытка установить контроль над Интернетом
Я не являюсь большим поклонником соцсетей, хотя какие-то аккаунты все же завел, чтобы быть в курсе событий, происходящих с теми из моих знакомых, кто жизни не представляет без всех этих вконташечек и фейсбуков. Более того, я вообще считаю соцсети полной фигней, искажающей мои представления о нормальном общении, соответствии формы содержанию и так далее. Все эти джаггернауты пубертатного возраста, барбароссы средних классов и дунканы маклауды начальной школы, словом все те, кто искренне считает, что достиг высот, позволяющих в снисходительной и одновременно грубой форме рассуждать о переписке Энгельса с “как его, дьявола” Каутским, - все они меня нервируют. Не то чтобы серьезным образом бесят, но нервируют. Как тополиный пух. Поэтому не особый я ходок по соцсетям. Пусть они там себе рассуждают, а мне не нравится бродить в пуху.
Но даже при такой позиции каждая попытка российских властей навести порядок в Интернете в целом и в соцсетях в частности (а попыток таких или просто очередных заявлений на заданную тему было миллион) вызывает у меня легкое недоумение и пусть вялое, но возмущение, какое, например, испытал бы Джейсон Борн, себя не помнящий, если бы добрался до сейфа в цюрихском банке, но вместо кучи паспортов, денег и оружия обнаружил в нем набор дилдо с запиской: “Присоединяйся по свистку”. Абсурд и неуместность какая-то, что ли.
Собрались, значит, в Минске генпрокуроры трех стран, руководство которых, безусловно, понимает, что такое свобода слова, права человека и IP-адресация, - а именно России, Белоруссии и Казахстана. Все они, несомненно, прекрасно ориентируются в киберпространстве и знают, что такое бан. И вот в один голос они повторяют эту нетленную и надоевшую донельзя идею - установить контроль над социальными сетями, ибо в Лондоне из-за бесконтрольных социальных сетей погорели магазины, побились стекла и образовались кучи мусора.
Во-первых, при чем здесь Лондон, господа генпрокуроры? Это, конечно, прекрасный город, на который кое-кому следовало бы и равняться, но обосновывать опытом британской столицы подобные предложения - это все равно что запустить в Москве праворульные TX4 от Сarbodies в качестве такси только потому, что цены на такие перевозки на берегах Яузы и Темзы давно сравнялись. Между менталитетом британцев и россиян с белорусами такая же разница, как между бизнесом Михаила Прохорова и достижениями его же баскетбольного клуба. И это не говоря уже об уровне доступа в Интернет, количестве локальных (и не только) соцсетей и прочем. Словом, не аргумент этот ваш Лондон, по крайней мере, для меня. Что сразу - Лондон? Иль собственного опыта не имеется?
Понятно, что в Белоруссии мечтают о таком Интернете, в котором все общение пользователей сосредотачивалось бы в рубрике “Обращение граждан” на сайте какого-нибудь комитета по делам молодежи Гомельской области. Можно подумать, что аплодисменты недовольных белорусов также оставили после себя на улицах Минска груды битых стекол и воспламенили пару десятков магазинов. Но Лукашенко и Ко - еще те специалисты по подстраховке, поэтому к предложению контролировать Интернет они относятся еще трепетнее и нежнее, чем Генпрокуратура РФ - к промахам работников Следственного комитета.
В Казахстане, где суверенной демократии пока еще не приходилось вести полноценный диалог с оппонентами с помощью дубинок и слезоточивого газа, понимают, что вистов им такая практика не прибавит, поэтому тоже должны быть рады возможности в зародыше пресечь всяческие возмущения. В свете всего вышесказанного допускаю, что если Астана и Минск всерьез примутся за традиционно буйных и невоздержанных на язык интернетчиков, тем может прийтись туго.
Ну а Россия что? А ничего. Да, в Интернете развелось море разливанное всяких недоумков, готовых использовать его с преступным умыслом. И, кстати, далеко не экстремисты среди них самые многочисленные. А есть в Сети и полчища просто дураков, которые со временем только больше дуреют от вседозволенности. Но есть и миллионы адекватных людей, не питающих никаких злых умыслов - не террористы, не педофилы и не мошенники. Беспокоиться не должен никто. Генпрокурор может выдвигать какие угодно предложения - но сами-то вы правда думаете, что хоть что-то изменится?
Разве что перемен необузданно захотят в Кремле. Прямо вот так захотят, чтобы в одном месте засвербило, а то и в двух. Но в Кремле, думаю, озабочены вопросами куда более важными, чем контроль за онлайн-пространством. Выборы на носу, американцы с ПРО кобенятся, да и в целом “стабильности нет”. А тут, понимаешь, какие-то афроанглосаксы в Лондоне. Манежку пережили, переживем и Лубянку с Триумфальной и Трубной в придачу. Поэтому не так страшен Юрий Чайка, как его статус. Пусть даже присовокупит он к своему нынешнему званию еще и “генеральный модератор РФ”. Дальше сотрясения воздуха ничего не сдвинется. Так на кой черт сотрясать? Хотя повторюсь, на соцсети мне глубоко начхать - за джаггернаутов вот только обидно. Вот нет, чтобы пухом заняться, а?
Пётр БОЛОГОВ, Lenta.ru, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

