Фермер в загоне
Весной 2010 года глава одного из североказахстанских крестьянских хозяйств Вячеслав МИЩЕНКО (на снимке) отказался давать нужные финансовым полицейским показания на акима местного сельского округа. Однако предприниматель сам оказался на скамье подсудимых, а его хозяйство во время следствия и суда было практически уничтожено.
Суть обвинений финполиции в отношении сельского акима сводилась к тому, что тот якобы составлял фиктивные документы, благодаря которым из бюджета в крестьянские хозяйства перечислялись деньги на зарплату для устроившихся туда безработных селян, а на самом деле никакой зарплаты они, мол, там не получали. На основе показаний сельчан опальный Мищенко в октябре 2010 года получил 5 лет условного наказания, остался на свободе, принялся писать жалобы во все инстанции, а скандал дошел до МВД и Генеральной прокуратуры.
Показания местных безработных на Вячеслава Мищенко, по его словам, финансовые полицейские получали разными методами:
- Для обработки своих четырехсот гектаров полей я всегда привлекал родственников. А по программе поддержки безработных вынужден был взять на работу еще несколько человек. Когда возбудили то уголовное дело, следователь Асылбек ИДРИСОВ принялся их всех обрабатывать для получения нужных показаний. И в результате некоторые из этих селян начали попросту меня шантажировать: кто просил купить ему компьютер, чтобы он подтвердил, что работал у меня, а кто просто требовал денег.
Но в суде, рассказывает Мищенко, некоторые из свидетелей заявили, что вообще никаких показаний никогда следователю Идрисову не давали.
Впрочем, другие свидетели и их родственники быстро увидели во всем происходящем выгоду и еще во время следствия в июле 2010 года угнали у Мищенко все семь его старых тракторов и комбайнов. Глава крестьянского хозяйства написал заявление в РОВД имени Магжана Жумабаева, но тщетно: урожай с его полей перед самым приговором суда убирали его техникой уже другие люди. Он даже вызывал местного участкового, чтобы тот засвидетельствовал все происходящее, но и это никаких действий не возымело.
Когда Вячеслав Мищенко все же остался на свободе, реагировать на его заявления полицейским все-таки пришлось. Несколько раз они отказывали в возбуждении уголовного дела, а возбудив его после жалоб предпринимателя в различные инстанции, несколько раз приостанавливали следствие. Мотивировали свои действия тем, что якобы защищали тех людей, на которых указывал в заявлениях Вячеслав Мищенко. Но при этом руководствовались весьма странными документами, говорит мой собеседник:
- Сначала они объясняли захват техники тем, что якобы я вместе с похитителями вел совместную деятельность в некоем товариществе “Капитал БМС” и они попросту забрали у меня свое имущество. Я тогда предоставил полиции документы, что такого товарищества никогда не было зарегистрировано на территории области и оно никогда не существовало. Но через некоторое время мне начали отказывать в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на некий договор, согласно которому похитители… будто бы купили эту технику у некоего жителя России, а мне она никогда и не принадлежала! Однако выяснилось, что этот договор просто написан от руки на листке бумаги, никем не заверен и является попросту филькиной грамотой. К тому же я предоставил техпаспорта на технику и свидетельства о ее легализации. Я не знаю, кто на самом деле получил прибыль от собранного с моих полей в прошлом году урожая и получает ее от работы этой техники в течение последнего года. Но вижу явную заинтересованность полиции в том, чтобы виновные во всем происходящем не были привлечены к ответственности, а захваченные у меня трактора и комбайны ко мне не вернулись…
За последний год Вячеслав Мищенко пережил два инсульта, несколько раз лежал в больнице и напрочь растерял здоровье. Его крестьянское хозяйство оказалось практически уничтоженным, этой весной он ничего не посеял, и убирать ему нечего. Его переписка с прокуратурой и полицией еле умещается в объемную папку, а дело с мертвой точки не двигалось никак. И только после его жалоб в МВД, Генеральную прокуратуру и мажилис он 9 сентября этого года получил ответ из прокуратуры области, в котором говорится, что “производство по делу возобновлено и в настоящее время следственным управлением ДВД Северо-Казахстанской области проводятся следственные действия, направленные на полное и всестороннее исследование всех обстоятельств, необходимых для принятия окончательного процессуального решения”.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

