Разведка боем
Казахстанские спортсмены завоевали шесть медалей на чемпионате мира по таэквондо ITF, который проходил на родине этого боевого искусства - в КНДР. Причем 19-летний петропавловский боец Александр ПОЛЯКОВ стал чемпионом мира! И это в борьбе с таэквондистами из 86 стран. В командном зачете сборная Казахстана заняла седьмое место.
Несмотря на такие заметные успехи, к северокорейскому стилю этого восточного единоборства со стороны наших спортивных чиновников довольно прохладное отношение. Государство поддерживает южнокорейскую версию таэквондо (WTF), получившую олимпийское признание.
- Мы впервые на чемпионате мира показали такой высокий результат! - говорит президент Казахстанской федерации таэквондо ITF Даурен НУРГАЛИЕВ (на правом снимке). - Для нас это достижение. Раньше мы в основном брали медали на юниорских чемпионатах. Там мы стабильно входим в пятерку лучших команд. У нас пять действующих чемпионов мира среди юниоров! А вот на взрослом уровне мы до этого редко выстреливали.
- Почему?
- У нас практически нет взрослых спорт-сменов. Ребята тренируются до тех пор, пока находятся на обеспечении родителей. А потом поступают в институт. У них появляются другие интересы. Профессионально таэквондо ITF в Казахстане мало кто занимается - стимула нет. Ведь это неолимпийский вид. Государственной поддержки нет. Все поездки за счет федерации и родителей спортсменов.
- Такое отношение к таэквондо ITF только у нас или везде?
- Этот стиль чрезвычайно популярен во всем мире. В КНДР, понятное дело, это главный вид спорта. У них самый большой в мире дворец таэквондо. И он во время чемпионата в Пхеньяне был заполнен до отказа. Даже на ступеньках люди сидели. У них все пропитано духом таэквондо. В школах занимаются этим видом спорта с первого класса. По улице дети в кимоно ходят. Все за счет государства: тренировки, поездки, вознаграждения. К соревнованиям они готовятся в течение года по восемь часов в день. Отбор в сборную страны - жесточайший. А теперь оцените победу нашего любителя, который тренируется три раза в неделю по два часа после учебы или работы! Впрочем, не только в Северной Корее ITF в почете. В Москве в физкультурном институте открыли бесплатное отделение неолимпийского таэквандо. Причем казахстанцы могут учиться там тоже совершенно бесплатно. Хотя есть опасность, что они потом не вернутся. Там ведь все серьезнее, чем у нас.
- Между южнокорейским и северокорейским таэквондо идет непримиримая борьба. Это правда, что МОК пригрозил WTF исключить таэквондо из олимпийской программы, если эта федерация не найдет точек соприкосновения с ITF?
- Я, честно говоря, думал, что таэквондо не будет уже на Пекинской Олимпиаде. Потому что южнокорейскому стилю не хватает зрелищности. Если объединить наши виды, то, наверное, будет намного интереснее смотреть поединок. Вот только как это сделать?
- А вы пробовали проводить совместные чемпионаты?
- Когда я сам выступал, мы проводили совместные турниры. На городском уровне. Но северное и южное направления таэквондо совершенно разные. Отличается и техника, и тактика ведения спарринга. У нас бьют по корпусу, а у них хлопают по протектору. Нет хлопка - нет очка. Если по нашим правилам деремся - мы сразу их “убиваем”. Если по их правилам - тоже ничего хорошего не выходит. ITF - более жесткое таэквондо. Но в WTF скорость выше. Так что сейчас между нами нет точек соприкосновения. Да нам-то и делить пока нечего. Вот когда нас объединят и мы все попадем на Олимпиаду, тогда, я думаю, и придется выяснять, кто действительно лучше.
- Я слышал, что и внутри ITF есть серьезные разногласия?
- Конечно, есть. Раньше это была крупнейшая федерация. Она держалась на авторитете генерала ЧОЙ Хонг Хи - основателя современного таэквондо. Как только он умер, его соратники начали тянуть одеяло каждый на себя. Сын генерала ЧОН Джу Хван “изобрел” американское направление: он устраивает шоу в Лас-Вегасе. Вьетнамец ТРАН Трю Кван (он в прошлом году погиб при землетрясении на Гаити) создал свою федерацию, которая ориентируется на энциклопедию таэквондо, написанную генералом. Это как библия для таэквондистов. А Международную федерацию таэквондо ITF, куда входит и наша федерация, возглавил президент Олимпийского комитета КНДР и член МОК профессор ЧАНГ Унг. Он не таэквондист, но зато сильный функционер. Такой президент нам и нужен, чтобы ITF в конце концов получила олимпийскую прописку.
- А в Казахстане другие федерации таэквондо ITF существуют?
- Есть. Одну из них возглавляет карагандинец Парвиз МАМЕДОВ. Он в свое время как раз примкнул к ныне покойному Тран Трю Квану. У него, правда, всего три тренера. И где-то 50 учеников. Говорят, в Алматы есть инструктор, но я его не видел. Мамедов также возит своих учеников на чемпионат мира, в котором принимают участие всего 15 стран.
- А сколько тренеров и спортсменов в вашей федерации?
- 128 тренеров и больше 12000 спортсменов. В 13 областях у нас есть свои филиалы. В восьми из них - очень сильные ребята. На каждое место в сборной - десять претендентов. При этом я считаю, что этого мало. К примеру, у моего друга - президента индийской федерации таэквондо Раджедрана БАЛАНА - миллион воспитанников. Правда, в отличие от казахстанцев они ничего не добиваются на мировой арене. Но чемпионат мира уже проводили. И еще хотят.
- Я слышал, вы тоже подали заявку на проведение в Казахстане чемпионата мира среди юниоров?
- Да. Два чемпионата Азии мы уже в Алматы провели. Всем очень понравилось. Мне даже специальный орден - высшую награду таэквондо - за это вручили. Но чемпионат мира - это дело очень ответственное. Здесь сил, средств и энтузиазма одной нашей республиканской федерации не хватит. Без помощи государства нам не обойтись.
Трофим САШКО

