Юрий Ильин: Нельзя всё списывать на нашу совесть
Следует ли ожидать в Алматы до конца года сильных землетрясений? Как продвигается программа сейсмоусиления школ? Представляет ли опасность для города высокогорное озеро №6? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает заместитель начальника департамента по чрезвычайным ситуациям Алматы Юрий ИЛЬИН (на снимке).
Максим СОХОВ, Алматы:
Следует ли ожидать в Алматы до конца года сильных землетрясений?
- Точный ответ на ваш вопрос может дать только Всевышний, а нам остается лишь надеяться. У нас есть прогноз от Института сейсмологии, что разрушительных землетрясений свыше 6 баллов по шкале МСК на территории Алматы и Алматинской области до конца текущего года не ожидается.
Алевтина АБДУЛЛОВА, Алматы:
В июне в одном из интервью вы говорили, что городу не хватает 270 сирен для оповещения при землетрясении, а также о том, что принята программа по увеличению их количества и модернизации уже имеющихся сирен. Что было сделано в рамках этой программы за прошедшее время?
- В рамках этой программы мы обследовали все имеющиеся в городе электросирены, провели расширенное совещание со всеми заинтересованными организациями. До конца месяца, я думаю, мы получим данные о потребностях города в сиренах, после чего приступим к модернизации данной системы.
Алия ЖОЛАМАНОВА, Алматы:
По вашим прогнозам, сколько людей погибнет в случае 9-балльного землетрясения в Алматы?
- Есть разные методики оценки, в том числе и те, которые были разработаны еще при Советском Союзе, а также методика, разработанная японским агентством “Джайка”. Прогнозные показатели по этим методикам сильно разнятся. Во-первых, это зависит от времени суток, когда может произойти землетрясение. На сегодняшний день у нас наиболее сейсмоподготовлены объекты массового скопления людей - школы, больницы, а также новые административные здания, которые строятся с учетом сейсмической безопасности. Если же землетрясение произойдет в ночное время, когда люди будут находиться в местах компактного проживания, то есть в своих квартирах, то количество жертв может увеличиться, так как многие жилые дома в Алматы имеют большой износ. Поэтому наихудший вариант такой: в случае сильного землетрясения в Алматы погибнет около трехсот тысяч человек.
Алексей ПРОХОРОВ, Алматы:
В 2009 году в какой-то газете писали о проекте Kazakhstan Futura. Предлагалось сымитировать землетрясение с масштабной эвакуацией жителей города и даже подземными толчками силой 5-7 баллов с целью действительного физического обрушения потенциально опасных объектов. Какова судьба этого проекта?
- Проект пока остался на бумаге, но я считаю, что когда будет достаточно финансовых средств, его можно будет реализовать. Представьте: произвести подземные толчки в мегаполисе, а до этого момента осуществить массовую эвакуацию населения, а потом изыскать огромные средства на восстановительные ремонтные работы тех зданий, которые пострадают в результате... И где все это время будут жить люди? Поэтому я считаю, что теоретически люди когда-нибудь смогут реализовывать такие проекты, а сейчас нет необходимости проверять весь город. Нужно изучать каждый его элемент по отдельности, а также надежно строить каждое новое здание.
Василина ИВАНОВА, Алматы:
В последнее время газеты практически ничего не пишут об озере №6. Неужели это озеро больше не представляет опасности для города?
- Озеро №6, как, впрочем, и другие моренные озера, опасны для нашего города и других населенных пунктов, расположенных в районе Заилийского Алатау. В этом году работы на озере №6 проводились как вручную, так и с использованием техники. Работы были завершены 15 сентября. Сейчас уровень воды находится ниже перемычки на 7 метров. До сих пор там работает так называемый сифон, который откачивает воду. Скорость его работы - 50 литров в секунду. То есть на сегодняшний день озеро не представляет опасности. Но, еще раз повторюсь, любое моренное озеро представляет угрозу. Если произойдет землетрясение, возможно разрушение перемычек озера. Но в этом случае город должны защитить сооружения в Малом и Большом Алматинских ущельях, которые находятся на балансе “Казселезащиты”.
Михаил ХЕ, Алматы:
Куда смотрит ДЧС, когда акимат выдает разрешение на возведение новых высотных зданий? Если случится землетрясение, эти здания упадут как карточные домики, да еще и порушат все рядом стоящие здания. Почему ДЧС не принимает участия в обсуждении генерального плана застройки города? Ведь если люди погибнут, их смерть будет на вашей совести.
- Во-первых, все списывать на нашу совесть нельзя. Во-вторых, генеральный план застройки Алматы утверждается на совете градостроительной комиссии. А они требуют соблюдать строительные нормы и правила для сейсмоопасного региона. Поэтому говорить, что все высотные здания, которые возводятся, сейсмоопасны, неправильно. Дальнейший строгий контроль за возведением объектов осуществляет департамент государственного архитектурно-строительного контроля.
Сергей ЗОЛИН, Алматы:
Недавно заехал в одну страховую компанию, чтобы оформить автостраховку. В дверях столкнулся с начальником отдела экстренного реагирования департамента по ЧС Муратом ЖУМАТАЕВЫМ. Оказалось, что он теперь работает в этой компании специалистом по ЧС. Выяснилось, что там еще несколько бывших чеэсников работают. Почему от вас уходят такие профессиональные кадры? И кто будет завтра спасать город, если придет беда?
- Мурат Жуматаев уволился в соответствии с правилами прохождения службы военнослужащими. Он достиг предельного возраста пребывания на воинской службе. Что касается подготовки новых кадров, то, согласно договору, заключенному между министерствами по ЧС Казахстана, России и Белоруссии, наши специалисты проходят подготовку в академии этих государств.
Сабыржан МАХМУДОВ, Алматы:
Читал в газете “Время”, что киргизские сейсмологи недавно сделали новую карту сейсмического районирования. А наши до сих пор пользуются морально устаревшими данными. Что мешает обновить карту?
- Технико-экономическое обоснование для этого подготовлено. Так что уже в ближайшее время у наших сейсмологов появится новая карта сейсмического микрорайонирования.
Михаил КОЧЕРИН, Алматы:
Что изменилось после ухода с поста начальника ДЧС Алматы генерал-майора Дамира ХАЛИКОВА и назначения на этот пост Берика КУТПАНОВА?
- Комментировать смену начальства я не имею права, так как это решение руководства Министерства по ЧС. Задачи, которые стоят перед министерством на местах, решают департаменты по ЧС. Поэтому каких-либо изменений в связи с уходом прежнего руководителя и приходом нового не будет.
Сауле ИСКАКОВА, Алматы:
Как продвигается программа сейсмоусиления школ?
- Программа реализуется. Администратором программы является акимат Алматы. Деньги выделяют как из местного, так и из республиканского бюджета. Честно признаюсь, наблюдается тенденция отставания по срокам реализации программы, потому что были задержки с финансированием на начальном этапе. Естественно, мы регулярно поднимаем вопрос об увеличении финансирования, чтобы завершить программу вовремя. На сегодняшний день сейсмоусилены около 50 процентов школ, с больницами ситуация несколько лучше, так как их в городе меньше, чем учебных заведений.
Вопрос, заданный на сайте газеты “Время” www.time.kz
Вы религиозный человек, верующий? Вас не смущает начальник-атеист?
- В душе мы все во что-то верим: в лучшее, светлое и красивое. А начальник-атеист меня не смущает.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

