Обыкновенный беспредел
Впервые за последние годы в Восточном Казахстане к уголовной ответственности привлечены высокие чины департамента внутренних дел. Реальные сроки лишения свободы получили бывший заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью департамента внутренних дел Марат МАСАКБАЕВ и его бывший подчиненный Рауан АЛИМАНОВ. Теперь уже экс-стражи правопорядка обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия.
Четыре долгих года местный предприниматель Даделкан САБИТОВ пытался доказать, что его не только избили полицейские, но еще и незаконно отобрали груз цветного лома!
- 26 сентября 2007 года мне позвонил некий Рауан Алиманов, представился полицейским, - рассказывает Даделкан. - Сказал по телефону, что есть проблемы с моим грузом медного концентрата, который хранился на одном из городских складов. Попросил приехать туда.
Когда Даделкан прибыл на место, его знакомый АНДАГУЛОВ рассказал, что полицейские уже загружают концентрат в грузовики. Как позже выяснит прокуратура, оперуполномоченный УБОП ДВД Алиманов во дворе дома на Полтавской обнаружил вещество, похожее на медный концентрат, произведенный АО “Казцинк”. Служивый доложил о находке заместителю начальника УБОП ДВД ВКО Масакбаеву, который и выслал на место опергруппу.
Доблестные стражи правопорядка заявили ошарашенному предпринимателю, что он… своровал оный груз. И они его немедленно конфискуют. Сабитов просил показать документы, позволяющие изъять его имущество, но полицейские лишь посмеялись в ответ.
- Алиманов начал кому-то звонить, говорить, что, мол, хозяин этот быкует, и он разберется со мной, - вспоминает Даделкан. - Затем меня попросили сесть в машину к полицейским. И принялись избивать - двери заблокировали, я не мог покинуть авто - моих криков никто не слышал. Били по голове, лицу, груди... заламывали руки, чтобы я не сопротивлялся.
Дальнейшее Даделкан помнит словно в тумане. Подъехала “ГАЗель” с людьми, похожими на омоновцев. Оказалось, бойцы спецподразделения “Арлан”. С ними полковник Марат Масакбаев. Жертву приковали наручниками прямо в кузове “ГАЗели” и стали жестоко избивать.
- Били дубинками, пинали сапогами, - тяжело говорит Даделкан. - Периодически я проваливался в забытье. Мою голову зажали между коленей - так им было легче бить. Затем меня вывели из машины, заставили отогнать свою машину, чтобы не мешала грузить концентрат.
Алиманов и Масакбаев, незаконно используя тяжелую технику и рабочую силу АО “Казцинк”, вывезли имущество Сабитова, а самого Даделкана заперли в камере в управлении внутренних дел. Тут он и потерял сознание от побоев. От дальнейших истязаний спасли медики, вызванные полицейскими. Даделкана госпитализировали. Согласно заключению судмедэкспертизы, Сабитову были причинены телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, ссадины, кровоподтеки.
Разумеется, как только позволили врачи, Даделкан Сабитов написал заявление на своих обидчиков. Пять раз (!!!) полицейские отказывали в возбуждении уголовного дела по факту нанесения Сабитову телесных повреждений Алимановым, Масакбаевым и спецназом. Пять раз прокуратура выносила протест на их решение. Даделкан несколько раз писал в службу собственной безопасности ДВД - просил разобраться, почему расследование дела постоянно прекращается. Но ему снова и снова приходил ответ из ССБ о том, что в действиях полицейских нет никакого преступления.
А концентрат тем временем бесследно исчез - полицейские якобы изъяли его, и в течение четырех лет Сабитов не мог понять, куда именно запропастился груз. В течение всего этого времени никто не мог ответить предпринимателю, с какой целью, например, полицейские изъяли всю партию металлургического сырья? Ведь по закону достаточно было нескольких проб. И самое интересное, куда потом делась вся партия сырья стоимостью 70 тысяч долларов? О том, что ее было 85 тонн, Алиманов подтвердил во время очной ставки.
Неясно и то, с какой целью роль подразделения “Арлан” была сведена до уровня спектакля маски-шоу с мордобитием. Приказ об использовании подразделения специального назначения “Арлан” вправе был отдать лишь начальник ДВД, да и то в письменном виде. Этот приказ не могут отыскать до сих пор. Или его вообще не было? Тогда где тот рапорт с резолюцией, на основании которого Масакбаев командовал спецназовцами?
Судья Маргарита КИСЛОВА исследовала каждый нюанс запутанного дела, выявив: Масакбаев и Алиманов серьезно превысили свои должностные полномочия. Судом было установлено, что на потерпевших и свидетелей оказывалось давление со стороны обвиняемых. Марат Масакбаев и Рауан Алиманов признаны виновными по ст. 308 ч. 4 пп. а, б УК РК в превышении власти или должностных полномочий. Оба приговорены к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Предписано взыскать в пользу Сабитова солидарно с Масакбаева и Алиманова один миллион тенге морального вреда и по 148908 тенге с каждого судебных расходов, в том числе на услуги адвоката.
Но историю, длившуюся четыре года, пока вряд ли можно считать законченной. Бывшие полицейские в главном судебном заседании свою вину так и не признали и заявили о том, что будут обжаловать приговор. Не устраивает судебное решение и Даделкана Сабитова, который сказал корреспонденту “Времени” после заседания:
- Я буду обжаловать приговор. Считаю, что слишком маленькая цена за те четыре года кошмара, которые я пережил.
Но самое главное - судьбу груза в ходе судебного заседания выяснить так и не удалось! Судья Кислова выделила рассмотрение этого вопроса в отдельное производство. Предприниматель надеется выяснить, кто же все-таки заполучил исчезнувший концентрат. Правда, есть вероятность, что за столь долгий период вещество претерпело необратимые изменения и “сконцентрировалось” в виде дензнаков в чужих карманах...
Евгений ФОМИНЫХ, krovojadni@mail.ru, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

