6718

Вы стучите - вам зачтётся

Пока ученые изучают изменения климата, мне назвали трех человек, подозреваемых в причастности к погодным катаклизмам в Алматы. Это Юрий ЛЕОНОВ, Найман МУРАТАЕВ и Абликим АКМУЛЛАЕВ - музыканты из группы Bugarabu. Поклонники этой группы подметили: во время их выступлений внезапно налетает ветер, собираются тучи, гремит гром и идет дождь, а после концерта природа постепенно успокаивается. Правда, по наблюдениям внимательных фанатов, такое случается, если концерт проходит не в зале, а на открытой площадке, прямо под небом.

И не надо вот так сразу хихикать и крутить пальцем у виска! Эта группа играет на этнических барабанах и других перкуссионных (и не только) инструментах, собранных со всего мира. Африканский джамбей, турецкий дарбука, индийский мриданга, австралийский диджериду - в коллекции музыкантов более полусотни этнических инструментов, причем в каждом концерте участвуют около десятка из них. Многие изначально предназначались для обрядовых танцев и ритуалов, призванных обеспечить удачную охоту, богатый урожай или долгожданный дождь во время засухи. Веками шаманы и колдуны обращались к силам природы, используя эти бубны и барабаны. Теперь их можно запросто услышать со сцены. Но кто знает, может быть, они продолжают “работать”?
Участники группы не отрицают, что их инструменты обладают некой тайной силой воздействия, и относятся к ним по-особому. С каждым инструментом выстраиваются свои отношения, очень личные и интимные. “Как с девушкой”, - добавляет Юрий Леонов. Его, например, очень напрягает, когда кто-то посторонний прикасается к его барабану, и он никогда его в чужие руки не дает...
- Инструменты сами находят нас, - рассказывает Юрий. - Например, я два года учился играть на табла - индийских барабанах - сначала в Алматы, потом в Индии. И при расставании мой учитель-индиец подарил мне свой табла, который достался ему от отца...

Сурдо-маркакао - самый большой бразильский барабан - привезли друзья из Бразилии. Он такой огромный, что застрял в двери самолета! Всеми силами постарались его протолкнуть, чтобы не отправлять специальным багажом за большие деньги. Мридангу Найман Муратаев нашел в кришнаитском храме. Ну а своеобразным талисманом для группы стал африканский барабан бугарабу.
- В 2003 году я был в Амстердаме и зашел там в лавку с африканской экзотикой, - рассказывает Абликим Акмуллаев. - Там было столько барабанов, что у меня глаза разбежались. Стал выбирать себе джамбей, но чернокожий продавец, такой человек-рубероид, дал мне в руки небольшой барабан и сказал: “Почувствуй его, это барабан из Ганы”. И я купил его. У него такой древний звук... Когда я вернулся, мы решили назвать группу Bugarabu (раньше она называлась “Моом”). После этого у нас начался творческий подъем: до того было брожение, а потом все выкристаллизовалось, мы определились со стилем, вышли на профессиональный уровень.
С того времени группа записала уже три альбома (самый свежий The heart of the sun уже презентован в Астане, а в Алматы будет представлен публике в конце сентября), музыку к фильму, участвует в концертах самого разного ранга - от президентских мероприятий до благотворительных вечеров. Жанр, в котором играют музыканты, сами они называют “транс-шаманс”.

- В чем выражаются транс и шаманс? Проводите какие-то ритуалы?
- Ага. Метим барабаны своей кровью, - говорит Юра со скрытой иронией. - На наших инструментах играют руками. Нагрузка на суставы очень большая, даже приходится пластырем пальцы заклеивать. Иногда такой концерт бывает, что потом смотришь - кожа на пальцах лопнула, барабан в крови. Приходится оттирать...
- Ритмы предполагают магию. Когда играю, я словно смотрю на реальность с другого ракурса, это действительно состояние транса. Юра меня на концертах даже одергивает иногда, потому что я наиболее подвержен этому и начинаю уже отлетать, - признается Абликим.

- Ритм очень влияет на человека: может изменять частоту пульса, дыхания, уровень кровяного давления. Как слушатели реагируют на безудержную энергию барабанов?
- На одном из недавних выступлений я приметил двух девушек, которые целый час сидели с закрытыми глазами, - вспоминает Найман. - Потом одна из них написала “Вконтакте”, что медитировала, была в нирване и даже забыла, где она. А какой-то мужчина, напротив, стал энергично отжиматься от пола! Была у группы поклонница, которая даже признавалась, что от барабанного ритма у нее мигрень проходит.

- Если на людей ритмы так воздействуют, то, может, и вправду на природные явления влияют?
- Весь мир состоит из вибраций, и если попасть в унисон, то все возможно, - утверждает Абликим. - Мы все время находимся в связи с природными явлениями.
- Всякие ситуации были. Не берусь говорить, что мы что-то вызываем или разгоняем. Есть всеобщая гармония, дождь и ветер - ее часть. Мы своими ритмами приводим к гармонии, - считает Юра. - К тому же нельзя сказать, что мы исполняем какую-то определенную ритуальную этническую музыку - африканскую, индийскую или еще какую-то. Мы на основе фольклорных ритмов создаем свои современные композиции.
И вправду - ни один шаман не додумался до 3D-драм: это может получиться только у Bugarabu. Объемное звучание трех “Д” - джамбей - дарбука - даб - их открытие. Хотя в данном случае лучше все-таки услышать...

Ирина БАЖЕНОВА, bazhenova@time.kz, фото Марии ФРАНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть