Адаптировали до смерти
Последним приютом для Сергея СТЕПАНОВА стал центр адаптации и социальной защиты лиц без определенного места жительства. Будучи таковым лицом, Сергей справедливо рассчитывал, что в данном госучреждении ему помогут адаптироваться к непростым жизненным реалиям. А его здесь… убили. В его же собственной комнате охранники этого же заведения. Как сейчас выясняется, работники охранного агентства при полном равнодушии руководства центра устроили здесь самый настоящий беспредел по отношению к бездомным людям.
Тревога. Безнадега. Страх. Вот то состояние души постояльцев, которое характеризует атмосферу “бомжатника”, как в простонародье называют центр адаптации. О смерти здешнего постояльца, пятидесятилетнего дяди Сережи, его соседи по комнате говорить не хотят. Кто-то бросает обрывочные фразы: мол, жалко бедолагу, он тихим был, безобидным.
- Хоть попрощались с ним? - интересуюсь у собравшихся у телевизора мужичков.
- Какой там! Его сразу из морга похоронили. Был человек - и нет человека…
Мужички горестно вздыхают и, по всему видать, примеряют судьбу Сергея Степанова на себя.
Наиболее внятно о случившемся поведал начальник следственного управления ДВД Жамбылской области Байжан БАЙГЕЛДИ.
- 25 июня охранники агентства “Сериктес дуплет” Нуржан БАЛТАБЕКОВ, Нурлан АУЕСХАНОВ и Ералы ЕГИНБАЕВ, работавшие по договору с центром адаптации, во время несения службы в ночное время распивали спиртные напитки. Около 1.30 они втроем вошли в 3-й корпус учреждения и в одной из комнат стали избивать проходивших адаптацию КОЙЛЫБАЕВА и Степанова. Койлыбаев выбежал на улицу, но Егинбаев погнался за ним и вернул его в помещение, где Балтабеков с Ауесхановым продолжали избивать Степанова. Применяя физическую силу, охранники открыто похитили сотовый телефон Койлыбаева, наличные деньги в сумме 15 тысяч тенге и удостоверение личности. Степанов в результате избиения потерял сознание. Охранники, по их показаниям, решили доставить его в больницу, однако по пути следования бросили тело в районе улицы Капал.
Их задержали в тот же день. Возбудили в отношении всех троих уголовное дело по грабежу, арестовали, а когда судмедэкспертиза выдала заключение, согласно которому “смерть Степанова наступила от травматического шока в результате полученных множественных переломов ребер обеих сторон и закрытой черепно-мозговой травмы”, к предъявленным обвинениям добавились убийство, вымогательство и хулиганство. Сейчас расследование уже завершено, уголовное дело направлено в прокуратуру Жамбылской области для дальнейшей передачи в суд.
А вот какое процессуальное решение было принято по заявлению другого обитателя “бомжатника” - 59-летнего Валерия МАЗУРИКА, пока неизвестно. Заявление было написано 26 июня, на второй день после убийства Степанова.
“Со мной, - пишет Валерий Мазурик, - произошло следующее: я пришел, выпивши пива. И старший охранник Фархат (фамилии не знаю) вывернул мне левую руку, да так, что сломалось плечо…”. К этому заявлению добавлена дописка некой Любови ПЕВЦАЕВОЙ: “Заявление Мазурика дополняю: 14 июня 2011 года я встретила проживающую в центре адаптации Светлану СЕНКЕВИЧ всю в синяках. Она рассказала, что ее выгнал и избил охранник центра Фархат”.
Мы разыскали Валерия Александровича - он охранял платную стоянку по проспекту Жамбыла, здесь же, в сторожевой будке, похоже, и жил.
- Ушел я из центра, - рассказывает заявитель. - Невозможно там было находиться - Фархат житья не давал. Понятно, что мы не ангелы, бывало, что и выпивши приходили на ночлег. Так он всегда за это с нас деньги требовал. Другие пачкой сигарет довольствовались, а этому 500 тенге отдай! В тот день Фархат выставил за ворота Светлану Сенкевич - за то, что была подшофе. Женщина стояла на тротуаре под проливным дождем, и мне ее так жалко стало, что я попросил Фархата запустить ее обратно. Отдал 150 тенге. Он говорит: “Давай еще!”. А мы не дали, пошли с ней и еще вмазали. Вернулись - больше идти-то некуда, вот тут Фархат на мне и отыгрался: схватил за руку и так заломил за плечо, что я заорал. Теперь рука сохнет, а из плеча кость вылезла. Лечиться у меня, сами понимаете, средств нет. Вот так и загниваю помаленьку…
Многие постояльцы центра на все наши вопросы о житье-бытье отвечали затравленными взглядами и долгими вздохами, кроме, пожалуй, одного словоохотливого бомжа, который весело изрек: “Как живем? Если честно сказать, то сразу выгонят”. Мы попытались встретиться с директором частного охранного агентства “Сериктес дуплет” (которому центр адаптации продолжал подсоблять бюджетными деньгами) Батыром ЕСЕЕВЫМ. Увы, это оказалось невозможно. Начальник как “уехал в командировку” в первый наш приход, так и продолжает оставаться в ней по сей день - во всяком случае, так нам отвечают его секретарши. Удалось только выяснить, что до нынешней своей охранной миссии господин Есеев служил в ОП-1 ДВД области, занимался там кадровыми вопросами. Ушел на пенсию по выслуге лет.
Кстати, и. о. директора центра адаптации Адиля МАДИКЕНОВА тоже найти оказалось не так-то просто. В конце рабочего дня бастыка в кабинете не было, а после 19 часов даже сотовый телефон был отключен. Пришлось привлечь к его поискам начальника отдела занятости и соцпрограмм акимата города Тараза Гаухар ОЛЖАБАЕВУ и ее заместителя. Что интересно, до появления директора двое охранников так усиленно исполняли свои обязанности, что наотрез отказались пропустить внутрь не только нас с фотокорреспондентом, но и начальницу собеса! Один из них при этом отправлял на асфальт смачные плевки.
К сожалению, ничего обнадеживающего для контингента из уст пришедшего и.о. директора Мадикенова не прозвучало:
- Мы не можем расторгнуть договор с данным охранным агентством, так как ждем решения суда. До меня доходили сведения, что охрана вымогает деньги у госопекаемых, занимается рукоприкладством, и я сказал директору Есееву, что “охранники ваши ненормально работают”.
- А из вашего персонала хоть кто-то понес наказание за смерть человека?
- Да, мы уволили медбрата Исатая МАХАМБЕТОВА, заснувшего на дежурстве.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz

