Переходите на личности
Ценность любой победы определяется не масштабом приза, а усилиями, затраченными на ее достижение. Если бы 7 лет назад режиссер Нариман ТУРЕБАЕВ (на снимке) получил приз кинокритики Premio Boccalino на фестивале в Локарно за свои “Солнечные дни”, то, наверное, тоже радовался бы, но не так, как сейчас. Все-таки готовить фильм столько лет, не выкидывая сценарий в корзину и ничего при этом не снимая, - это дорогого стоит.
Туребаев долго ходил в так называемых подающих надежды молодых кинематографистах, которым в конце 90-х - начале “нулевых” при всем изобилии надежд просто некуда было их девать. Тем не менее Нариману и его соратникам прочили судьбу второй “новой волны”. Но, как известно, в иссохших водоемах появлению волн препятствуют естественные причины, и со временем могучая кучка единомышленников начала тихо рассасываться. Ержан РУСТЕМБЕКОВ отправился покорять просторы коммерческого кинематографа, сняв ромком “Ирония любви” по собственному сценарию. Ерлан НУРМУХАМБЕТОВ склоняется к этнотрадиционализму, в чем, говорят, можно убедиться по его готовящимся к релизу “Каникулам Камбара”. Галия ЕЛТАЙ ушла в продюсирование. А вот Туребаев остался на форпосте артхауса. Один, как грозный часовой. И выстоял - в прошлом году его проект “Солнечные дни” отобрали на конкурсе в Локарно, обеспечив частичное финансирование. Львиную долю затрат взяла на себя компания “Казахфильм”. Фильм Нариман снял и получил заветную награду.
Картина рассказывает о человеке, который ничего из себя не представляет и живет пустыми заботами. Вопросы жизнедеятельности “маленьких людей” вообще очень занимают Наримана со времен одноименной ленты.
- Сценарий множество раз переписывался, было даже землетрясение в сюжете, - говорит Туребаев. - Но в итоге я вернулся к первоначальному варианту. Семь лет - огромный срок. Можно перестояться и погибнуть, что со мной чуть и не случилось. Но я каким-то образом выжил. Было трудно, прежде всего в финансовом плане. Случались такие затяжные моменты, когда не было денег даже на хлеб. Пришлось уйти в рекламу, где я проработал полтора года. Другой сценарий снимать не хотел. Я сильно привязался к этому. И впечатления полного отстоя не было. Я всегда пишу искренне и от всего сердца.
- А почему у тебя возникла идея такого вакуум-персонажа? Близкая тема?
- Я уверен, что каждый режиссер снимает про себя, даже если это Спилберг. Каждый вносит в свои фильмы собственные страхи, сомнения, комплексы, мечты, желания. Это все происходит на подсознательном уровне, и от этого никуда не деться. Все мы на протяжении всей нашей жизни снимаем один и тот же фильм - кто-то из великих сказал так, и я с этим согласен.
Все киношники в большинстве своем маргиналы. Снимают раз в пять лет, а потом сидят без работы, перебиваясь с хлеба на воду. Так что, могу сказать, и в моей среде таких людей полно. И потом, художник по определению всегда одинок. Почему я не выбрал в качестве героя художника? Только потому, чтобы не впасть в излишнее философствование - в фильме обязательно должна присутствовать самоирония, иначе все превратится в одну большую претензию. Мне не нравятся фильмы, где главным героем выступает человек искусства. Исключениями могу назвать “Восемь с половиной” и “Андрей Рублев”.
- Доведись тебе снять кино о ком-нибудь из ныне живущих, кого бы ты выбрал?
- А ты видишь кого-то? Я лично - нет. А в целом из великих казахов я бы отметил Биржан-сала. Удивительный и трагический конец жизни. Провести несколько последних лет связанным и без домбры и при этом продолжать сочинять великие песни... В этом что-то есть от “Ста лет одиночества”.
Кстати, о личностях. Ехал в автобусе и увидел из окна рекламу какого-то казахского журнала. Так там один из заголовков статьи гласил: “В казахском кино не хватает личностей”. Полностью с этим согласен. Не хватает людей, которые не боятся показать свой собственный взгляд на окружающий мир. Нет людей, поставивших бы себе задачу изучить природу человеческой сущности. Вообще, сразу на ум приходит “казахская новая волна”. Я не согласен с теми, кто говорит, что ее появление похоронило казахское кино. Наоборот, она могла бы стать шансом для возрождения нашего кино, но мы этот шанс упустили. Там были Личности. Сейчас нам остро не хватает новой “новой волны”. Надеюсь, рождение плеяды мощных режиссеров, авторов с большой буквы не за горами. Только в этом я вижу спасение.
- Один режиссер говорил, что нынешние поколения бесхребетные, потому что их “ничто не переехало”. Абдулла Карсакбаев, например, войну прошел - что ему какие-то властные или вражьи инсинуации?
- Лично мое поколение прошло одно большое испытание - это резкий переход от социализма к капитализму. Когда ты до 20 лет живешь практически в тепличных условиях: например, я, будучи студентом со стипендией 180 рублей, мог себе позволить летать самолетами по 8 раз в год. И вдруг в один момент все это исчезает, обрушивается невиданная разруха, карточки, нехватка самого жизненно необходимого. Я считаю это большим испытанием для всех, живших в тот момент. И это ощущение собственной беззащитности, появившееся в то время, мне не забыть. Многие не пережили этого, спились, стали бомжами. Большинство, слава богу, выжило, но раны и память все равно остались.
- Но есть люди, которые говорят, что да, время было голодное и тяжелое, но зато гораздо свободнее и веселее, чем сейчас. Народ тогда избавился от одного, привычного, страха и еще не залез под другой. Было ощущение, что можно многое самому изменить.
- Я не согласен. От того привычного страха мы были избавлены уже во время перестройки, тогда действительно были большие надежды. А когда мы вдруг остались один на один с самим собой, когда вдруг нам сказали: живите как хотите, вот тогда стало не по себе. Я говорю о своих личных впечатлениях. Выжили только за счет коллективизма, выработанного в нас за годы социализма. Помогали друг другу, потому и выжили.
- Твоя творческая метка в виде внимания к никчемным индивидумам - она навсегда?
- Совсем недавно написал синопсис, где главная героиня-казашка живет на чужбине, но не унывает и сохраняет оптимизм. Очень хочу снять эту историю.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из архива Наримана ТУРЕБАЕВА, Алматы

