8516

Минздрав всегда прав!

После нашей публикации о смерти больного гемофилией Вячеслава АРТАМОНОВА (см. “Цена жизни - прописка”, “Время” от 16.8.2011 г.) Министерство здравоохранения в срочном порядке организовало внеплановую проверку. В состав комиссии был включен и наш корреспондент. На днях проверяющие закончили свою работу. Нарушения были выявлены во всех медучреждениях, в которых перед смертью побывал Вячеслав.

В день выхода публикации в редакцию газеты “Время” позвонил вице-министр здравоохранения Эрик БАЙЖУНУСОВ и сообщил, что создает комиссию по расследованию этого вопиющего случая. Вице-министр предложил поучаствовать в работе комиссии и мне. Я дал устное согласие, при этом подчеркнул, что поучаствую не во всех проверках, а лишь факультативно, когда будет свободное от работы время.
На следующий день мне позвонила одна из членов комиссии и сообщила: проверяющие выезжают в Талгар. Этому я был удивлен и высказал возмущение: почему меня не предупредили заранее, а поставили перед фактом? На что мне ответили, что это будет не особенно интересная часть проверки. Но пообещали, что о ревизии следующего медучреждения сообщат заранее.
Следующий звонок от той же участницы комиссии поступил вечером, когда рабочий день закончился и я занимался домашними делами: “Виктор, приезжайте, мы сейчас в областной больнице”. Это уже походило на издевательство! Я напомнил про обещание сообщать мне об очередной части проверки заранее. “Я забыла вам позвонить”, - последовал беспечный ответ собеседницы. После этого я попытался связаться с Эриком Байжунусовым и сообщить ему о таком “дружелюбном” отношении “коллег”, однако вице-министр был слишком занят. Несмотря на оставленное сообщение секретарше, Эрик Абенович так и не перезвонил. А я принял решение не участвовать в этом фарсе. В результате в итоговой справке было указано: “Член комиссии Бурдин В. Несмотря на неоднократные приглашения, не принял участие в работе комиссии”.
Впрочем, не это главное. Любопытны выводы комиссии. Вот наиболее важные из них.
Врачам села Карабулак, которые первыми осматривали Артамонова, проверяющие предъявили претензии: сельские эскулапы неадекватно оценили тяжесть его состояния, не диагностировали у него острое нарушение мозгового кровообращения и не приняли меры, чтобы упредить прогрессирование осложнений. Также им вменяют нарушение порядка госпитализации экстренных больных, в результате чего Артамонова госпитализировали не в близлежащую медорганизацию, а повезли в Алматы к родственникам.

Отдельная история по врачам Станции скорой медицинской помощи Алматы. Оказалось, комиссия взяла объяснительные у главврача ССМП А.БЕРДЕНОВОЙ и ее зама А.БАДУАНОВОЙ, которые признались: в течение многих лет имеется негласный указ управления здравоохранения Алматы о том, что больных, прописанных в Алматинской области, надо госпитализировать в АМКБ (многопрофильную клиническую больницу Алматинской области). Хотя официально в приказе горздрава “О порядке госпитализации населения” не говорится, что областных больных нужно отвозить на “скорой” только в АМКБ.
В самой АМКБ выявлено множество нарушений. Во-первых, при поступлении после осмотра в приемном покое Артамонов был, как сказано в справке, “госпитализирован в коридор неврологического отделения”. Во-вторых, их врачи также не установили правильный диагноз: острое нарушение мозгового кровообращения и не оценили степень тяжести состояния больного. В-третьих, Артамонова в течение 11 часов (!) не обследовали, а потом еще и неправильно выбрали тактику лечения. В-четвертых, в записях врачей АМПК в истории болезни Артамонова и выписном эпикризе, который они предоставили в 7-ю больницу, есть приличные разно­чтения. Это значит, что клиника подозревается в подтасовке данных, многие из которых они внесли в медицинскую документацию уже после его выписки.
Далее следует совершенно разгромный комментарий по поводу 7-й горбольницы Алматы. Напомним, в интервью нашей газете главврач этой больницы Иван ЛИ говорит, что на лечение иногородних гемофиликов в клинике нет денег. Однако профильное министерство за это интервью обвинило Ли, ни много ни мало, в “непонимании политики, проводимой Минздравом, правительством и президентом”! Проверяющие констатируют: финансирование лечения больных гемофилией осуществляется в полном объеме, причем как алматинцев, так и иногородних. По данным комиссии, остаток лекарств для гемофиликов в больнице на день проверки составлял сумму более 303 млн. тенге. В таком случае возникает вопрос: откуда у Ивана Ли совершенно иные данные?

В общем, как мы и предполагали, собак Минздрав спустил на всех, кроме себя. Однако нам так и непонятно, разве не министерство должно отвечать за то, что на местах творится такой бардак?
И еще. За всей этой бюрократической возней и “переводом стрелок” друг на друга чиновники в белых халатах совсем забыли о человеке, ушедшем из жизни. Кто же все-таки ответит за смерть Вячеслава Артамонова?

Виктор БУРДИН, фото из архива Казахстанской ассоциации инвалидов, больных гемофилией, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

260