6233

Борис ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: Используйте меня!

Он снова прогуливается по алматинскому Арбату. Характерным хриплым голосом отвечает на приветствия театралов, обещает премьеру. Словно и не было этих лет, когда он уезжал в Питер “навсегда”.

Театралам со стажем не надо представлять Бориса Николаевича Преображенского - это единственный режиссер, имя которого четко ассоциировалось с его теат­ром, мифами о тяжелом характере, скандалами… И премьерами, на которые невозможно было попасть. Он воевал с меняющимися директорами русского ТЮЗа, отказывался работать на большой сцене, окапывался в малом зале. Пил. Прощальный спектакль в Алматы поставил не на родной Новой сцене, а в Театре русской драмы. Тогда он шел в зал тяжелой шаркающей походкой, в полном одиночестве. Потом уехал в Питер. Но через пару лет заскучал по сцене и “своим” актерам. Оказалось, что в Питере неимоверно холодно, а здесь осталось больше друзей, чем обид. Этим летом впервые Преображенский честно говорит, что вернулся в Алматы, и хочет, чтобы из него здесь, по собственному выражению, выжали все соки.
- Используйте меня, пока я еще что-то могу дать! - сипит Борис Николаевич. - Хочу ставить спектакли, хочу учить режиссеров, работать с актерами. Больше всего мечтаю открыть муниципальный театр. Это же полная ерунда, что в таком мегаполисе, как Алматы, нет ни одного городского театра!

- Режиссер, чтобы реализовать идеи, должен дружить с власть имущими, а пока вы крутили роман с Питером, и в наш город, и в Министерство культуры пришли другие люди. Кого будете соблазнять новым теат­ром?
- Пока я работаю на прежних симпатиях. Новых не приобрел. Написал нынешнему акиму Алматы ЕСИМОВУ, но ответа пока не получил. Обещали мне найти и телефон ХРАПУНОВА. Может, по старой дружбе согласится профинансировать предприятие. Вот Нуркадилов обязательно бы откликнулся на идею. Прежние политики понимали, что в храме культуры должны быть личности, тогда он не превратится в болото.

- Может быть, вы недостаточно активно продвигаете идею театра?
- Не люблю кланяться. Особенно, когда понимаю, что ничего не сделают. Вообще я удивлен одним обстоятельством: вот Преображенский приехал, что называется, вернулся, не допив, не докурив, не долюбив, а никто его доить, выжимать из него все соки не торопится. Я хочу жить в Алматы, работать здесь. Пока не чувствую в себе маразма, и никто мне об этом не говорит. Хотя, может быть, стесняются сказать... Меня очень хорошо встретили в нашем театральном институте, но пока мы ни о чем не договорились. А я бы с удовольствием учил ремеслу режиссеров.

- Разве вы не заметили, что у нас не любят доморощенных молодых режиссеров? Только два неудачных эксперимента с московскими звездами заставили Лермонтовский доверить постановки своим.
- Узнав, что в Театр им. Лермонтова пригласили Романа Виктюка, я позвонил и сказал: “Зачем вы будете платить 50 тысяч долларов этому человеку, я вам за пять тысяч поставлю замечательный спектакль!” Но они хотели Виктюка. Получили скандал и провальный спектакль.

- А у вас нет ощущения, что и публика стала скучной. Эталоном театральной постановки ныне считаются привозные разухабистые антрепризы...
- Алматинские театры успокоились. Конечно, сейчас такое время, когда все заняты только зарабатыванием денег, в том числе и наши зрители. Кроме того, у них масса проблем - домашние дела, дети болеют... Зрителей надо затаскивать в театр, но это не значит, что актеры должны раздеваться догола и делать все что угодно, чтобы привлечь внимание. Не шокировать, а быть интересными, уметь создавать шум вокруг спектаклей. Сейчас в культурной столице страны шум слышен только из подвала частной труппы “АрТиШок”. Мне жалко этот город.

- Чтобы встряхнуть зрителя, нужны спектакли про нас, а реальная действительность в алматинских театрах - жанр непопулярный. Режиссеры предпочитают ставить академичес­ки, без привязок к нынешнему дню…
- То, как мы живем сегодня, - это тоже предлагаемые обстоятельства. Любая нормальная пьеса - про наши дни. Про это даже оперы алкоголика Даргомыжского...

- Что будете ставить на этот раз в Алматы?
- Сейчас я готовлю “Самоубийцу” Эрдмана в Театре им. Лермонтова. Я суеверный человек, но думаю, что это не последний спектакль в этом городе. Жаль только, что он будет на большой сцене - я все же тяготею к камерной, так как шепотом можно сказать гораз­до больше и сильнее. Но в любом случае я рад, что мне дали продолжить разговор с алматинцами, которым смогу сказать что-то важное со сцены.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА,  Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

242