Век летай - век учись
Вчера в алматинском аэропорту произошло ЧП. Самолет Ту-154 с пятьюдесятью пассажирами на борту вспыхнул ярким пламенем сразу же после приземления. К счастью, никто не пострадал.
Впрочем, это понятно - в южностоличной воздушной гавани прошли противопожарные учения. К горящей крылатой машине сразу же подъехали три аэродромных автомобиля службы пожаротушения. Эти автомобили уникальны. Стоимость каждого - миллион евро.
- Эти пожарные автомобили изготавливаются в Англии - только для аэропортов, - рассказывает начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Сайран ХАСЕНОВ (на снимке). - Вместимость этих машин - от 10 до 12 тонн воды и полторы тонны пенообразователя. Это очень солидные показатели. Автомобили эти скоростные - разгоняются до 125 километров в час. Это очень важно, потому что по регламенту мы должны добраться от пожарного депо до любой точки аэропорта за три минуты.
Следом за сотрудниками службы пожаротушения прибыли кареты “скорой помощи”. К этому моменту пожарные уже затушили пламя и ловили пассажиров, скатывавшихся по аварийному трапу. Всех “спасенных” врачи тут же осматривали и сортировали: “раненых” - в одну сторону, тех, кто отделался легким испугом, - в другую.
В это же самое время сотрудники аэропорта работали со встречающими и родственниками пассажиров с потерпевшего лайнера в VIP-зале. Там же находился психолог, который оказывал особо впечатлительным родственникам необходимую помощь.
- Тушение заняло от силы 10-15 секунд, - удовлетворен результатами учений Хасенов. - В соответствии с нормами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) такие учения должны проводиться раз в два года. Алматинский аэропорт готов к таким ЧП. И это подтверждено аудитами ИКАО и многочисленными авиакомпаниями, которые обслуживаются в алматинском аэропорту. Доказательством также могут служить два реальных чрезвычайных происшествия, которые произошли в 2008 году. Мы тогда сработали хорошо, и к нам не было никаких претензий - ни со стороны авиакомпаний, ни со стороны государственных служб. В первом случае не было ни одного погибшего. Во втором случае погиб летчик, но не от огня, а при ударе самолета о землю. Все остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Несмотря на то, что их выбросило на улицу в тридцатиградусный мороз, никто из них не получил обморожения. Могу с полной ответственностью заверить пассажиров: если что-то, не дай бог, произойдет, мы успеем вас спасти.
Высокую оценку учениям дал и заместитель начальника департамента по ЧС Алматы Юрий ИЛЬИН (на снимке).
- Такие учения совместно с аэропортом мы проводим уже в десятый раз, - говорит он. - Они очень полезны не только для аэропорта, но и для городских служб. Действия подразделений службы аэропорта можно оценить на отлично. Оперативно прибыли, ликвидировали последствия пожара, спасли людей, получив при этом ценный опыт, который пригодится, если подобное случится в реальной жизни.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

