7513

Ставки сделаны, господа!

Россия больше не дорожит Содружеством Независимых Государств (СНГ) и предлагает реформировать Таможенный союз (ТС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) по придуманным Москвой правилам...

Прошедший в минувшую субботу саммит СНГ в Душанбе продемонстрировал, что для Москвы эта структура больше не является ключевой. Ставка делается на Таможенный союз (ТС) и Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, как выяснила российская газета “КоммерсантЪ”, ожидают серьезные реформы. Документы по их реорганизации уже согласовываются. В случае с ТС нововведения объясняются в том числе расчетом вынудить примкнуть к нему Украину. ОДКБ же пытаются сделать более боеспособной даже ценой потери одного из членов организации.

Шестеро одного не ждут

О том, что Москва приступила к реформированию Таможенного союза и ОДКБ, “Коммерсанту” рассказали сразу несколько источников в МИД РФ, ТС и ОДКБ. По их словам, процесс реформирования не просто пошел, а уже вышел на стадию согласования решений.
В случае с ОДКБ речь идет о повышении эффективности “семерки” (в организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). “Речь идет в том числе о мерах, связанных с совершенствованием нормативной базы, возможностью принятия решений и использования потенциала ОДКБ для защиты конституционного строя стран-членов”, - заявил “Ъ” генеральный секретарь организации Николай БОРДЮЖА. По его словам, стоит задача определить, какие решения следует принимать консенсусом, который сейчас обязателен при принятии любых решений, а какие - квалифицированным большинством.
Собеседник “Ъ” в МИД РФ, просивший не называть его имени, подтвердил существование планов реформирования ОДКБ. Причем преобразования могут привести к тому, что количество членов блока сократится как минимум на одного.
Готовятся изменения Договора о коллективной безопасности (основополагающий документ ОДКБ. - “Ъ”). На уровне глав государств есть понимание, что надо идти к отказу от принципа консенсуса, и все, кроме Узбекистана, не против. Поэтому ему (узбекскому президенту Исламу КАРИМОВУ. - “Ъ”) будет предложено определиться. Если откажется подписывать - значит, будет возможность выбора: с нами или без нас”,- отметил дипломат.

Три с плюсом. Или - с минусом?

Внутри Таможенного союза также готовятся к изменениям. Их смысл состоит в том, чтобы вынудить Украину, которой не раз делались предложения вступить в организацию, в конце концов примкнуть к этой “тройке”. В частности, рассказал “Ъ” высокопоставленный российский дипломат, Россия, Белоруссия и Казахстан рассматривают сейчас проект соглашения о техническом регулировании между ТС и третьими странами. “Если третья страна хочет иметь с ТС продвинутые отношения, значит, следует подписать соглашение, в котором она возьмет на себя обязательства привести законодательство, в том числе в области техрегулирования, в соответствие с правилами ТС. В случае с Украиной и Молдавией, принявшими европейские техрегламенты, это создаст проблемы, - утверждает он. - Украинцы хотят преимущества ТС, особенно в том, что касается цен на энергоносители, но не хотят брать на себя никаких обязательств”.
Проблемы Киеву обещает и собеседник “Ъ” в структурах Таможенного союза. По его словам, хотя принятые членами организации техрегламенты в большинстве своем импортированы из законодательства Казахстана, который, в свою очередь, перенял их у ЕС, в них много отличий. “Наши санитарные и фитосанитарные нормы жестче, чем в ЕС. Поэтому мы говорим украинцам: хотите работать с нами, берите эти же нормы”, - говорит чиновник.
Еще один рычаг давления на Украину - блокирование Москвой создания зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, проект соглашения о которой давно готов, но не утвержден лидерами Содружества.
Впрочем, более серьезная реформа касается органов управления Таможенным союзом. Под началом министра промышленности РФ Виктора ХРИСТЕНКО подготовлен проект договора о комиссии ТС, которой, как планируется, будут делегированы наднациональные полномочия. “Мы берем за основу полномочия комиссии ЕС, и белорусы с казахами сильно удивились тому, что именно Россия готова передать часть национальных полномочий наднациональному органу”, - говорит дипломатический источник “Ъ”, знакомый с содержанием договора. Структура комиссии, по его словам, будет двухуровневой. Коллегия из десяти человек с опытом работы в ранге министров и собственно наднациональный орган из трех человек, в который войдут вице-премьеры трех государств. С российской стороны кандидатура уже определена - это первый вице-премьер Игорь ШУВАЛОВ. “Эти люди будут заниматься конкретно Таможенным союзом. Например, будет член коллегии по конкуренции. И если он скажет, что, к примеру, Россия нарушает правила конкуренции, то вполне может встать вопрос и о санкциях в отношении российских компаний, - объясняет собеседник “Ъ”. - Наде­емся одобрить договор в октябре на встрече премьеров стран ТС в Петербурге, а утвердить в декабре на встрече президентов “тройки”.

Принуждение к выбору

Реформы ОДКБ и Таможенного союза эксперты называют ожидаемыми. Особенно на фоне разочарования Москвы эффективностью СНГ. “В СНГ слишком разные страны. С ними со всеми выстраивать общую политику невозможно, - говорит член правления Института современного развития Евгений ГОНТМАХЕР. - Поэтому взят курс на создание специализированных сообществ. ТС - это интеграция по экономическим параметрам. А ОДКБ - для тех, кто готов на конкретные шаги в сфере безопасности. А саммиты СНГ давно стали ритуальными”.
Действительно, на последней встрече лидеров Содружества в Душанбе многие из них говорили о проблемах организации и недостаточной интеграции. Тональность выступления президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА отличалась от итогового заявления саммита, которое содержало комплименты в адрес СНГ и жизнеутверждающую концовку: “Мы, главы государств - участников СНГ, с оптимизмом смотрим в будущее и заявляем о стремлении к повышению эффективности и дальнейшему развитию нашего Содружества как авторитетной региональной межгосударственной организации”.
Медведев же свою речь на саммите начал с критики, отметив, что заявления об аморфности и слабом выполнении принятых в рамках СНГ обязательств часто справедливы и верны. А вот ТС и ОДКБ он привел в качестве примеров более успешных интеграционных проектов. И хотя российский президент никого не призывал вступать в указанные союзы, его речь звучала как их скрытая реклама. Судя по всему, реформы, затеянные внутри этих двух структур, должны заставить страны Содружества задуматься о своем внешнеполитическом выборе.

Владимир СОЛОВЬЕВ, “КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть

Свежее