Белая горячка
В минувшие выходные в 150 километрах от Алматы прошло закрытие рафтерского сезона - Chilik Rally 2011. Казахстанские любители адреналина на бурной - “белой” - воде, разыграли между собой путевку на чемпионат мира в Коста-Рику.
Очередная команда сплавляется, кажется, вопреки реальности. Семь пар ворот, которые, на дилетантский взгляд, невозможно преодолеть одной лишь только техникой. Все это представляется не спортом, а неуемным извечным стремлением - пройти по краю. “Вперед! Правый край! Правый!” - потоки ветра и воды уносят крики капитана. Есть тут и женские команды. У финиша встречаем девочек.
- Ты такой... маленький, когда один на один с рекой, - запыхавшись, миниатюрная женщина пытается снять защитный шлем. Я в первый раз попробовала сегодня, - делится ощущениями Асия ИСАГУЛОВА, любительница экстремального отдыха. Она улыбается от непередаваемого восторга. Как шутят рафтеры, несмотря на то что спорт вовсе “не девочковый”, женщины постепенно приобщаются к нему. Новая женская команда - хорошая примета. На одну женскую сейчас приходятся шесть мужских.
Чувство плеча
- Насколько это опасно? - задаю я тривиальный вопрос за полевой трапезой главному тренеру Федерации рафтинга Казахстана Алексею РЯЗАНЦЕВУ (на снимке). Он, не снимая шлема, спасжилета и гидрокостюма (чтоб два раза не ходить), задумчиво потягивает минералку.
- Да нет, конечно! - прерывает паузу Алексей, - я всегда говорю, что это не опаснее, чем переходить дорогу по “зебре” в Алматы. Наши пешеходы - больше экстремалы, чем мы.
- Это у вас последний на сегодня сплав? - реагирую на клич, собирающий всех капитанов команд у штабной палатки.
- Крайний, - сурово поправляет Алексей. - Надеюсь, последний - еще не скоро.
Здесь, недалеко от села Малыбай, есть памятник, ребята приносят туда цветы. На камне выгравировано: “Их жизни унесла бурная вода”.
- Погибают чаще всего от бесшабашности, от безудержности и самоуверенности, это большая ошибка, еще хуже, чем вино... - вздыхает главный судья Вячеслав МАРКИН. - Главное - себя не переоценивать, но этот вид спорта не для слабонервных, не для тех, у кого поджилки трясутся. Это спорт - для сильных духом и умеющих работать в коллективе.
Девять команд состязаются в наиболее зрелищных классических дисциплинах: “Слалом”, “Спринт”, “Длинная гонка”. Максим ЗИМИН (на снимке), возглавляющий Федерацию рафтинга, рассказывает: несмотря на небольшую историю казахстанского рафтинга, чувствуется прогресс.
- Если в прошлом году при подсчете результатов, - говорит он, - отрывы команд друг от друга исчислялись минутами, то в этом году счет идет на секунды и на их доли. Мастерство растет.
В этот раз победу одержал первый состав команды Alina legion. Они заслужили право поехать в Коста-Рику: если решится вопрос со спонсорами. На государственном уровне рафтинг пока еще не сильно популярен. Зато они точно поедут на кубок мира в Индонезию. В ноябре этого года.
Один в лодке
Если у казахстанского рафтинга уже есть какая-никакая история, то с каякингом - все сложнее. Среди последователей этого вида спорта - известный экстремал Казнета, Александр ГАБЧЕНКО, основатель команды А13, добившейся в рафтинге всех возможных в Казахстане вершин. Команда забросила рафтинг и Габченко стал осваивать каяк.
Нервы сдают после очередного дубля, когда он с головой уходит под воду, и не выныривает несколько секунд. А вдруг... не вынырнет?
- Но я так стараюсь никогда не делать, потому что мне жалко снаряжение, - говорит Саша. Я отчего-то верю каждому его слову.
- Много вас таких? Отчаянных?
- У нас в Казахстане каякеров... Вот есть Каир АХМЕТТАЕВ и я. Его адепт, - смеется Саша. - Вообще, везде с каякинга принято начинать, а потом переходить, например, к рафтингу, но у нас не такая сильная школа. Поэтому все наоборот. А каякинг - это же какой-то новый уровень - тут важно понимание. Гидродинамика - взаимодействие с водой, - он смотрит в сторону реки и, так и не договорив, уходит к воде.
Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область

