6556

Все мы немножко лошади…

Один день в неделю ипподром Семея осаждают необычные всадники. Им далеко за 70, но они прекрасно держатся в седле. Вызвав море восхищенных взглядов, лихие джигиты и прекрасные амазонки возвращаются в свой общий дом!

В фойе дома престарелых и инвалидов старики толпятся у столика выездной аптеки. Завсегдатаев ипподрома среди них нет.
- Верите - нет: стоило сесть на лошадь, как думать забыл о таблетках! - улыбается 73-летний Виктор Михайлович КОРЧАГИН. - Давление в норме, сердце не шалит, тяжелые думы больше не преследуют…
Обгоняя меня, он вприпрыжку спускается по ступенькам. Надо торопиться: подопечные дома престарелых выезжают на очередную конную прогулку через пять минут. Уже когда мы в микроавтобусе трясемся по ухабам, культорганизатор Лариса ИСАЕВА вводит меня в курс дела:
- Летом мы стараемся как можно чаще выезжать на природу. Во время одного пикника мы расположились на берегу Иртыша метрах в ста от ипподрома. Заметив коня, наша заводила Багира КАРЖАУБАЕВА подбежала к нему, начала гладить по холке, что-то ласково нашептывать на ушко… Заливается звонким смехом, как девчонка: “Я впитала любовь к лошадям с молоком матери! Длинногривые - мое сердце, моя душа!”. Следом за ней к скакуну потянулись и другие подопечные. За пять минут скормили ему все булки, что у нас были!
С необычного пикника дедушки и бабушки, многим из которых каждый шаг давался с большим трудом, возвращались такими бодрыми, как будто они отведали молодильных яблочек и живой воды. Это настолько впечатлило директора дома престарелых и инвалидов Сауле ОСПАНОВУ, что она договорилась с хозяевами ипподрома о регулярных конных прогулках.

…За разговорами не заметила, как мы подъехали к конюшне. Пожилые люди стараются поскорее выбраться из машины, чтобы наконец увидеть любимцев, по которым успели соскучиться. Лошади уже с порога встречают их ржанием. Узнали! Рыжий жеребец Торгыр без малейшего сопротивления покоряется хрупкой Дариге БЕЙС (на снимке). Раскинув руки, с босыми ногами в стременах, она летит навстречу ветру! Ну кто сейчас скажет, что эта амазонка давно разменяла седьмой десяток?
- В детстве у меня с сестрами и братьями была личная лошадка! - хохочет Дарига-апай. - Мы на ней не только катались, но и возили из пруда воду для полива огорода. А уже в 10 лет я умела делать кумыс! Наш отец сызмальства приучал нас к труду… Но как в юности уехала покорять Алма-Ату, так больше и не садилась в седло. Кто знал, что мне снова доведется это сделать только на закате жизни - в Семее, в доме престарелых.
Убеленный сединами Бейсен ТОКТАРОВ не отрывает восхищенного взгляда от прекрасной наездницы. На вопрос, сядет ли он сегодня в седло, машет головой:
- Нет! Что вы! Я всю жизнь проработал механизатором! Мой скакун - это машина!
Но тут же оговаривается:
- Но если Дарига пожелает, чтобы я сел в седло, не смогу отказать!..
Лариса Исаева едва заметно улыбается:
- Бейсен ухаживает за Даригой! Как она к нам поступила, он потерял голову. Ни на шаг от нее не отходит!.. И вообще - знаете, какие страсти в доме престарелых кипят! Не успеваем свадьбы играть!

…Недавно с холостяцким прошлым покончил и 73-летний Жумакын КАСЕНОВ. В дом престарелых дедушка пришел доживать свои последние дни, а встретил свою большую любовь - Назилю-апай!
Легко взлетев на жеребца, он скачет во весь опор в степь. С такой грацией в седле не держатся даже молодые.
- Еще бы! - хитро прищуривается лихой наездник. - Я же чабан! 30 лет с лошади не слезал!
Интересуюсь, почему на ипподром он не взял новобрачную?
- У нас, чабанов, принято: когда муж в поле, жена ждет его дома с горячим обедом, - просвещает он меня. - И от того, что мы живем с супругой в доме престарелых, ничего не меняется!
У Турсынбека ЖОЛАМАНОВА после инсульта так и не восстановилась парализованная рука. Скрюченными судорогой пальцами он проводит по бархатистой спине скакуна.
- Раньше к лошадям подойти боялся: я же городской житель! - смущается Турсынбек-ага. - А сейчас они мои лучшие друзья. От них такое тепло исходит! В последнее время стал пальцы свои чувствовать. А до этого были как мертвые… Думаю, через месяц я смогу сесть в седло.
За один раз на ипподром из дома престарелых могут приехать не больше восьми человек. Именно столько пассажиров вмещает микроавтобус. А желающих пообщаться с лошадьми - в разы больше!
- Сейчас мы все вместе мечтаем о своей лошадке! - признается Лариса Исаева. - Тогда заглянуть в самые умные, добрые и любящие глаза в мире смогут и те, кому тяжело выдержать 20-минутную дорогу до ипподрома.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть

Свежее