7056

Кражи - путь к катастрофе

Кража на копейку - ущерб на миллионы. Именно так можно оценить степень опасности хищений деталей верхнего строения пути на железной дороге. В последние месяцы правоохранительные органы на различных участках стальных путей республики часто проводят настоящие облавы на любителей поживиться ломом металлов, из коих, как известно, и состоит железная дорога. Парадоксально, но иногда в сети полиции попадает самый неожиданный “улов” - люди, имеющие отношение к стальной магистрали. Эти немногочисленные случаи бросают тень на весь многотысячный коллектив крупнейшей отрасли транспорта, который трудится, не помышляя о набитии собственных карманов. Ветеран органов национальной безопасности, Почетный железнодорожник, знающий работу отрасли изнутри, Бахыт Исаевич УДЕРБЕКОВ (на снимке) рассказывает о причинах и способах борьбы с этим злом.

Не помешает установить конт­роль над пунктами приема металлического лома. Почему они под видом отходов, лома, как следует из их названия, принимают цельные новые пригодные детали?

Сняли накладку, нарушив целостность рельсовой нити, поезд на скорости въехал на этот участок и сошел с рельсов…  А если он вез опасные грузы?

Перед сдачей помеченных деталей на металлолом они начали снимать окрашенный слой, путем обжига и шлифовки затирали клейменые места.

- Бахыт Исаевич, насколько серь­езна проблема краж элементов железнодорожных путей для Казахстана?
- Железная дорога нередко является объектом притяжения для всякого рода правонарушений. Но всегда железнодорожники противостояли этим посягательствам всеми посильными способами. Проводилась и проводится регулярная профилактическая и воспитательная работа в коллективах и с населением, поэтому хищения с участием железнодорожников носят единичный характер, а причастные к ним подвергаются острому осуждению. Вместе с тем не стоит преуменьшать опасность даже этих единичных случаев.

- Можете ли привести конкретные примеры?
- Еще недавно в центре внимания руководства компании “Қазақстан темір жолы” оказался экибастузский участок магистральной железнодорожной сети. Причина - непрекращающие­ся случаи кражи на нем материалов верхнего строе­ния пути. За I квартал 2011 года здесь было зарегистрировано три таких эпизода, в апреле - шесть происшествий. Хищения несли прямую угрозу безопасности перевозок: по одним участкам, подвергшимся кражам, курсируют на большой скорости пассажирские поезда, по другим - тяжелогруженые грузовые составы. Только бдительность железнодорожников, вовремя заметивших неполадки на пути, позволила избежать ЧП. Но потери  все равно есть: в одном случае перегон был закрыт для ремонта на один час, в другом - на два часа, нарушился ритм перевозочной работы.

- Как отреагировали железнодорожники на проблемы, которые порождают хищения?
- Руководство Павлодарского отделения магистральной сети экибастузской дистанции пути попыталось своими силами решить проблему “несунов” металлических деталей с пути. На наиболее подверженных хищениям перегонах стали клеймить стыковые накладки и окрашивать их в серый цвет. На упомянутом мною перегоне Экибастуз-2 - ГРЭС-1 были уложены стыковые накладки с указанием цифр 66 и 88.
В целях обеспечения безопас­ности движения руководителями магистральной сети и дистанции пути направлялись письма в правоохранительные органы с просьбой пресечь как кражи с железнодорожного полотна, так и прием элементов верхнего строения пути в пунк­тах сбора лома.
Однако похитители и тут не растерялись: перед сдачей помеченных деталей на металлолом они начали снимать окрашенный слой, путем обжига и шлифовки затирали клейменые места.
Увидев, что проблема решается со скрипом, руководство АО “НК “ҚТЖ” предприняло прямое вмешательство в ситуацию. Я, в то время будучи советником президента компании, выехал в Павлодарский регион. Зашел ко всем руководителям правоохранительных органов - в КНБ, прокуратуру, транспортную прокуратуру, в ЛОВД - и лично попросил силовиков приложить старания, чтобы разобраться в этом деле, поскольку у них для этого есть необходимые полномочия. Во всех структурах нам пошли навстречу, откликнулись и дали слово помочь в устранении проблемы.
Дело взяла в свои руки Главная транспортная прокуратура. Транс­портным прокурорам на местах было дано указание возглавить оперативную работу. Посильную помощь оказывали оперативники ДКНБ на местах. Линейные отделы полиции в Экибастузе, Павлодаре сплотили вокруг себя железнодорожников, которые поделились техникой, людьми для проведения регулярных усиленных дежурств на перегонах.   
В апреле на станции Экибастуз состоялось межведомственное оперативное совещание по фактам хищений на экибастузском участке дороги. В ходе мероприятия были скоординированы действия работников правоохранительных органов и железнодорожников. Там же было высказано предположение, что почерк воров указывает на действия устойчивой группировки.

- На чем основаны эти подозрения?
- Во-первых, для демонтажа таких деталей нужен подходящий инструмент, во-вторых, навыки,
в-третьих, знание графика движения поездов, так как все случаи проходили в перерывах между курсированием составов. Поэтому была проведена не одна профилактическая беседа с работниками железнодорожных предприятий экибастузского узла, с жителями населенных пунктов региона. В результате работа по раскрытию данных преступлений была активизирована.

- Какие это дало результаты?
- В течение 10 дней сотрудниками линейного отдела внутренних дел на станциях Павлодар и Экибастуз с поличным на месте преступления были пойманы две группы. К сожалению, в их составе оказались двое бывших железнодорожников. Оба - молодые люди, 21 и 27 лет. Преступники были задержаны глубокой ночью после совершения очередной кражи. В этот раз они сняли 31 стыковую накладку и 49 болтов с гайками, похищенные материалы сложили возле железнодорожного полотна, затем намеревались вывезти их на машине. Часть деталей им удалось загрузить в машину, а вот ключи, металлическую кувалду и деревянную шпалу, используемую для шумоизоляции, они вынуждены были бросить возле дороги, чтобы  скрыться с места преступления. При этом, уходя от полицейских, злоумышленники попытались выбросить из машины часть материалов. Тем не менее они были задержаны и вскоре дали признательные показания не только по этому случаю, но и по ранее совершенным кражам на участке дороги, всего по 11 эпизодам.
К счастью, в общей статистике такие случаи единичны. В целом все, кто работает на стальной магистрали, если уж не свято хранят, то по меньшей мере стараются достойно нести гордое имя железнодорожника, ставшее практически синонимом слов ответственность, честность и порядочность. Быть железнодорожником не пус­той звук. Эта тяжелая эмоцио­нально и физически профессия, требующая от человека полной отдачи, и огромная доля 145-тысячного коллектива АО “НК “ҚТЖ” - это люди честные и ответственные, дорожащие своей репутацией и репутацией предприятия, на котором они работают.

- Если есть предложение на демонтированные железнодорожные детали, значит, есть и спрос. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Безусловно, способствовало такому развитию событий в первую очередь наличие скупщиков краденого. Они скупают одну накладку по 1000 тенге, причем не как лом, не для вторичного использования, а как изделие. Если б не было скупщиков, возможно, не было бы и краж. Пока тут нет никакого законодательного регулирования, поэтому закуп деталей железнодорожных конструкций  на совести тех, кто их приобретает. А совесть у этих людей, я так думаю, давно отмерла.
Другой фактор - это несовершенство закона. К сожалению, во многих случаях все, что грозит укравшим детали, это штраф. А что такое штраф? В разговоре с полицейскими я объяснял, что это неправильно - брать с лихоимца абсолютную стоимость детали. Да, может, она условно стоит 5 тенге, но в причинно-следственной связи отсутствие этой копеечной детали может привести к многомиллионному ущербу. Например, сняли накладку, нарушив целостность рельсовой нити, поезд на скорости въехал на этот участок и сошел с рельсов…  А если он вез опасные грузы? Это может привести к экологической катастрофе. А если поезд пассажирский, то это сотни человеческих жизней. Цена таких преступлений может оказаться слишком высокой. И надо ужесточать закон, чтобы избежать больших проблем.
Не помешает установить конт­роль над пунктами приема металлического лома. Почему они под видом отходов, лома, как следует из их названия, принимают цельные новые пригодные детали? Эти нарушения должны пресекаться и строго наказываться, может, тогда и разорвется порочный круг краж и перепродаж железнодорожного имущества.
Как видите, проблема эта комп­лексная, и решаться она должна силами не одной только железной дороги. Очень актуальна бдительность и правоохранительной системы, и реагирование законодательных институтов на эту печальную реальность нашего времени. Только совместными усилиями мы сможем остановить эпидемию воровства и исключить тяжелые последствия таких преступлений для людей, экономики и общества. А проще говоря, избавить железную дорогу от действительно чуждых и ненужных ей элементов.

Беседовала Ляззат ТАУМЕНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть