Сентябрь. Раскрыть тетрадь и плакать
В наступающем учебном году в качестве пособия для факультативных занятий учащихся
8-х классов по географии будет использоваться рабочая тетрадь на казахском языке
под названием “География тюркоязычных стран” автора Улжалгас ЕСНАЗАРОВОЙ.
Это учебное пособие (правда, изданное аж в 1999 году) в редакцию принесли родители алматинских школьников с просьбой выяснить, планируется ли его внедрение в учебный процесс. Стало очевидно, что они этого не очень хотят, аргументируя недовольство… отсутствием такого предмета в школьной программе.
Мы немедленно отправились к переводчику. Полученный материал оказался весьма забавным.
С ходу, без какого-то предварительного экскурса, автор предлагает ученикам 8-го класса перечислить все тюркоязычные государства, площадь их территорий и названия столиц. Далее детям предлагается найти эти страны на черно-белом рисунке сомнительного качества, изображающем что-то вроде карты.
В довершение ко всему школяры должны указать людей, которые первыми собрали сведения о тюркоязычных странах, а также назвать всех великих людей, когда-либо живших в них.
Вполне возможно, что дети без труда смогли бы это сделать, имея на руках давно вышедшие из обихода бумажные купюры достоинством в три, пять, десять, пятьдесят тенге, на которых были изображены великие предки. Но в итоге изрядно пошевелить мозгами пришлось даже взрослым.
Дальше - больше. Следующий раздел посвящен природе тюркоязычных стран. Ученикам предлагается не только указать высоту гор, но… и назвать экологические проблемы тюркоязычных государств. (Напомним, речь идет о 8-м классе). Отдельная группа вопросов посвящена Каспию, в том числе назначению (!?) Каспийского моря.
При изучении географии Казахстана, указанного в числе семи упоминаемых автором государств, автор предлагает школьникам рассказать о маршрутах транспортировки нефти, охарактеризовать экономику в целом и отдельные отрасли промышленности.
В общем, наш переводчик, работая над текстом, несколько раз возвращался в начало рабочей тетради, чтобы еще раз убедиться, что предназначена она именно для 8-го класса.
Вчера же мы дозвонились до автора учебного пособия.
- Улжалгас Амзеевна, рабочая тетрадь по географии тюркоязычных стран, изданная в 1999 году, за прошедшие годы переиздавалась?
- В этом году будет переиздание с дополнениями, но в целом структура осталась прежней.
- А это учебное пособие допущено к использованию в учебном процессе Министерством образования и науки?
- Да, в 2004-2005 годах оно было рекомендовано, а последний раз переиздавалось в 2005 году. В этом году министерство дало разрешение на использование тетради для углубленного изучения географии.
- Из каких соображений вы создали эту рабочую тетрадь, если такого предмета в школьной программе нет?
- Для факультативных занятий.
- Нам в редакцию принесли только казахоязычную версию пособия, а на русском и других языках оно существует?
- Нет, только на казахском языке. Вы - первый журналист, который заинтересовался. Сейчас в министерстве утвердили, могу перевести на русский.
- Сколько стоит ваш учебник?
- Я не знаю, потому что тираж еще не заказан. В типографии делается расчет.
- Еще какие-то учебники вы пишете?
- Да, я автор учебника по естествознанию для 5-го класса, для 7-го класса - география материков и океанов, физическая география Казахстана для 8-го класса - причем не только учебник, но и учебно-методические пособия (рабочие тетради, атласы, методички, тестовые задания, портреты исследователей территории Казахстана).
- Они все рекомендованы для учебного процесса?
- Они были сначала рекомендованы, потом несколько лет не входили (в перечень рекомендуемой литературы, утверждаемый МОН РК. - А. А.), потому что играл роль человеческий фактор (? - Ред.). В этом году я заново отдала на экспертизу. Учебники я переработала кардинально. Но география тюркоязычных стран по структуре осталась такая же. Для факультатива же это - не для учебного плана. А учебники для 8-го класса я полностью переработала. География не сильно изменилась, дополнения там есть, поскольку меняется численность населения, но кардинально он (учебник. - А.А.) не изменился. Мне письмо из министерства, кажется, за подписью Каримжанова (Бахриден КАРИМЖАНОВ, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК. - А. А.) пришло, что “География тюркоязычных стран” и “География материков и океанов” рекомендованы.
Мы попытались дозвониться до Ляззат БАИМБЕТОВОЙ, заведующей лаборатории экспертиз Республиканского научно-практического центра “Учебник”, чтобы выяснить, когда и кто одобрил вышеупомянутую рабочую тетрадь с явно не восьмиклассными заданиями для использования в школах. Однако г-жа Баимбетова наотрез отказалась говорить с нами, сославшись на то, что такую информацию сообщать она не вправе.
От редакции. Почему географии тюркоязычных стран (дисциплине, странной по определению) обучать предлагается не всех школьников, а только казахоговорящих? Причем сверх школьной программы. Интересно, что ответят на этот вопрос в Министерстве образования?
Просим считать эту публикацию официальным запросом главе МОН Бакытжану ЖУМАГУЛОВУ.
Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

