7406

Водители для веры

Можно ли победить религиозный экстремизм запретами?

В начале святого для всех правоверных мусульман месяца Рамадан президент Таджикистана Эмомали РАХМОН подписал закон “Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей”, запрещающий несовершеннолетним посещать места отправления религиозного культа. Этот нормативный акт президент Таджикистана лично инициировал еще в конце прошлого года, аргументируя его необходимость ростом экстремистских настроений в стране. Теперь в республике, где 98 процентов населения - верующие мусульмане, несовершеннолетние не смогут посещать мечети и участвовать в деятельности религиозных объединений, за исключением тех детей, которые обучаются в религиозных учебных заведениях.

Для Казахстана, где в последние месяцы неожиданно для властей обострилась проблема экстремизма, этот вопрос достаточно актуален, если не сказать - злободневен. Стоит ли идти таджикскими тропами в решении этой проблемы? Об этом мы спросили экспертов: богословов, правозащитников и народных избранников.

Нинель ФОКИНА, председатель Алматинского Хельсинкского комитета:
Экстремистами не рождаются
- Однозначно нам не нужно копировать таджикский опыт. Я даже не буду ссылаться на Конвенцию о правах ребенка, можно оперировать только нашей Конституцией, нашим законом о правах ребенка, где определено: до совершеннолетия детей родители определяют выбор метода, способа и идеологического содержания их воспитания. Другое дело: они не могут принуждать детей, и если такой факт обнаружится, тут уже должны вмешаться органы опеки. Интересно, что каждый раз, когда начинают ущемлять права людей, находят благородное тому оправдание - национальная безопасность, борьба с терроризмом. Но никакие соображения безопасности не могут стать оправданием ущемления прав человека. Никогда такие меры не помогали укреплению стабильности. Примеров в той же Центральной Азии, в том же Таджикистане много: подавили политическую оппозицию - получили гражданскую войну, а оппозиция ушла в исламское ополчение. То же самое в Узбекистане: подавили политическое инакомыслие - получили 10 тысяч заключенных. Мы сейчас наступаем на те же грабли, но пока находимся в самом начале этого процесса. Властям нужно понять: протестные настроения возникают не из “вредности”, не из-за того, что априори - часть людей плохая или имеет какие-то “гены” экстремизма. Протестные настроения возникают на социальной почве - это же хрестоматийная истина. Пытаясь задавить их силой, мы можем получить то, что получили арабские страны. На протяжении последних 13 лет в Казахстане было четыре попытки ужесточить законодательство в части религии. Однажды это удалось, но два раза было решение Конституционного совета, признававшего уже принятые законы антиконституционными. Сейчас идет четвертая волна ужесточения, но я надеюсь, что наверху стали понимать - нельзя ущемлять своих же граждан только потому, что они думают по-другому.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, глава Союза мусульман Казахстана:
Чайхана в мечети
- Подобные запретительные меры неоправданны. Традиционно во всех главных религиях дети не просто имели возможность посещать культовые заведения, это даже поощрялось и считалось одной из форм воспитания и просвещения. Вспомните те же самые воскресные христианские школы или нынешние мусульманские центры в Европе - там дети могут получить не только духовное, но и светское образование. Самый простой способ решать проблемы - силовой и запретительный. К сожалению, руководство Таджикистана пошло по этому пути. Я надеюсь, мы не станем на них равняться. Мы должны предложить населению иную, альтернативную форму ислама. Союз мусульман предлагал конкретные идеи: мечети должны стать не просто религиозными заведениями в общепринятом смысле, но и культурными центрами, где можно было бы проводить научные конференции, “круглые столы”, даже выставки. В каждой мечети можно открыть пресс-клуб, дискуссионный клуб - чайхану, в конце концов. У населения должны возникать новые представления: мечеть - это что-то более прогрессивное, чем архаичные религиозные формы, приобретающие в последнее время искаженный вид. Да, конечно, нельзя выходить за рамки - устраивать в мечети конкурс красоты или оборудовать залы игровых автоматов, но если найти правильную форму для этой идеи, то она может привлечь большое количество молодежи. Тогда молодой человек мог бы туда прийти и адресовать свои вопросы ДУМК, а не проповедникам мракобесия, у которых все больше людей в последнее время находят отдушину.

Владимир НЕХОРОШЕВ, депутат мажилиса:
Не загоняйте религию в подполье!
- Подход Рахмона, на мой взгляд, если не реакционный, то неоправдан в своей жесткости. Мы не должны ему следовать. Это приведет к тому, что сразу начнут появляться закрытые дома, где сомнительные муллы станут обучать молодежь непонятно чему, и это ни к чему хорошему не приведет. Нужно просто моделировать религиозную политику на государственном уровне, учитывая местный менталитет. Давайте поразмыслим - что такое вера? Вера - это прежде всего внутреннее состояние души. И вопрос в том, насколько устойчивы моральные ценности для этой души. Воспитание духовности сегодня - вопрос номер один, и в семье, и в религиозных заведениях - будто то мечеть или православная церковь. Очень важно, чтобы власти и ДУМК опирались на казахский менталитет, а не на нововведения. А менталитет казахов - это миролюбие и свободолюбие. Нужно перестать смотреть сквозь пальцы на безобразия, которые творятся сегодня в том же Актобе. Пора обратить пристальное внимание на радикальные проявления исламизма.

Протоиерей Евгений ИВАНОВ, пресс-секретарь Алматинской епархии:
Запретите храмы - появятся секты
- Все это мы уже прошли, когда был Советский Союз. Наверное, старшее поколение помнит то время, когда детей в принципе не допускали в храмы. Родителей могли уволить с работы, лишить премии за то, что их дети посещают церкви или мечети. И в результате что мы имеем? Бездуховное общество, склонное к мракобесию, неверию, подверженное сектантскому влиянию. Общество с тяжкими следами морального разложения. Если мы вновь пойдем по этому пути, как сделали в Таджикистане, ничего хорошего не будет. Необходимо выбрать другую стезю - преподавание в школе основ религиоведения на должном уровне. Я уверен, что традиционные религии не станут навязывать какие-то крамольные вероубеждения. А любые законодательные инициативы подобного рода должны быть полностью исключены - это можно приравнять к ущемлению прав верующих. Как в христианстве, так и в исламе есть понятие псевдоучений, и епархия сталкивается с этими проблемами так же, как и ДУМК. Мы с ДУМК должны объединиться, чтобы защитить наши ценности. Настоящая религия - жизнеутверждающая, она несет большой созидательный потенциал. Поэтому нельзя ограждать детей от храмов, нужно привлекать их туда - чтобы не дать человеку пропасть в сетях сект, выпасть из социального контекста.

Зарина АХМАТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Туш для победителей Репортер
Туш для победителей

Под балконом жилого дома грянул оркестр, прохожие достали свои мобильники, а ветеран смахнул невольно навернувшуюся слезу - вот так накануне Дня Победы в Алматы, как, впрочем, и в других городах Казахстана, поздравляли героев страшной войны.

1798
На страже мирной жизни Актуально
На страже мирной жизни

В преддверии Дня защитника Отечества и Дня Победы президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ вручил ордена и медали военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, которые, рискуя своей жизнью, спасают наших граждан при стихиях, вступают в схватку с опасными преступниками, вызволяют людей из плена.

1391