5851

Играй, музыкант!

Музыкальную школу в поселке в 70 км от южной столицы, где он преподавал много лет, закрыли. Но жить-то надо…В Интернете он посмотрел, как зарубежные музыканты с консерваторским образованием выступают на улицах тамошних красивых городов. Красота обретала звуки и вызывала улыбки на лицах прохожих. Сергею Григорьевичу понравилось. Ведь он - музыкант, ему слушатель нужен.Прежде чем примерить на себя роль уличного музыканта, Сергей Григорьевич разослал по электронной почте письма во многие развлекательные агентства Алматы. Ожидал, что ему ответят: приезжайте, мы послушаем, как вы играете, или попросят прислать видео. Это было бы логично.В ответах из всех агентств задавался всего один вопрос:- Сколько вам лет?Он перезванивал, чтобы сообщить свой возраст:- 53.- А-а-а… - звучало разочарование на том конце, музыкальный слух не обманешь. - Если что-то будет, мы вам перезвоним...Такой вежливый отказ.Он в 53 играет лучше, чем в 25, но потенциального работодателя это не волнует. Теперь Сергей Григорьевич знает: у нас больше ценится молодость, а не опыт.

 

В другой раз он поехал в парк Fantasy.- Уходи, - подошла к нему охрана. Он поинтересовался: кому может помешать музыка? Вежливо, по-другому он не умеет. - Не положено, - отвечали ему.Он ушел. Не услышанный никем.В администрации парка мне сказали, что это частная собственность. Нужно разрешение руководства.- Музыкант ведь зарабатывать будет, - сказали.Неплохо бы, но пока, как понимаете, Сергей Григорьевич ничего не зарабатывает. Он проходит школу унижений.- Ощущение, что к тебе относятся как к побирушке, - говорит. - Я играю, чтобы засветиться, может, кто-то заметит, какой-нибудь тамада... 

 

Много лет назад - ему было лет 14 тогда - возле ЦУМа мужчина в темных очках играл на саксофоне, юный Сергей остановился послушать, и вдруг в толпе прозвучало:- Ой, свои бесстыжие глаза закрыл. Тон - осуждение. Сорок лет прошло. Как будто вчера. Та же реакция. Когда его супруга позвонила своей маме и сказала, что Сергей собрался играть на улице, та заплакала… Ну, правильно: когда тебе 53, и в когда-то благополучном поселке, где ты жил и работал, больше нет музыкальной школы и детских садиков, а Дом культуры,  закрыт на замок, невольно наворачиваются слезы…от и выходит баянист на улицу - ведь для него инструмент как воздух, которым он дышит. Сергей Григорьевич пробовал таксовать. Оплата за проезд гарантирована. Люди уважают. Про игру же на улице младшая дочь сказала: тебя могут увидеть ученики.- Ей стыдно за отца, я так думаю, - говорит мужчина и возвращается к теме бомбил: - Таксист и баянист - две большие разницы. Таксисты чувствуют себя комфортно.Ну вы же понимаете, что речь не о том, что таксисты зарабатывают больше.Дело в другом: он всю жизнь учился музыке, помнит, с какой радостью брал в руки ноты, покупая их в магазине, как торопился домой, чтобы пляшущие значки превратились в музыку.Он учился этому всю жизнь и учил других испытывать такую же радость от  музыки.

 

Наш фотокорреспондент решил сфотографировать Сергея Григорьевича в Парке имени 28 героев-панфиловцев.Только музыкант пробежал по кнопочкам баяна и только воздух заискрился прекрасным исполнением знакомой мелодии из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”, как появился охранник.- Нельзя, - сказал.- Парк - не частная собственность, - возразил ему наш фотокор.- Не положено.Страсти накалялись.Люди, пробегавшие мимо, стали останавливаться. Вот он секрет - как поймать внимание зрителя…И все-таки мы услышали его игру. В редакционном кабинете.Это было потрясающе красивое исполнение.

 

В отделе культуры акимата Алмалинского района, в чьем ведомстве находится наш алматинский Арбат (Сергей и там пробовал играть), мне сказали, что играть на улицах нельзя. Это равносильно попрошайничеству.Странно. На том же Арбате попрошаек - не пересчитать. А уличных музыкантов практически нет.Так закончилась попытка профессионального музыканта заработать ремеслом на жизнь. Не его вина, что в поселке закрыли музыкальную школу, детские садики и Дом культуры…Ему нужно время, чтобы найти себя в современном мире, используя свои знания и опыт. Но тут, как полагается, выбегает служба безопасности с окриком:- Не положено!И обрывается полонез Огинского, и не звучат “Тополя”…

Поделиться
Класснуть