6159

Добро пожаловать, или Инвалидам вход запрещён!

Алматинские общественные организации инвалидов массово подают в суды иски на учреждения, в офисы которых невозможен доступ людей с ограниченными возможностями. Об этом нам сообщил руководитель Республиканского общества инвалидов войны в Афганистане Сергей МАХАШЕВ.

Еще в 2007 году на очередном совещании координационного совета организаций инвалидов при акимате Алматы был поднят вопрос о том, что большинство учреждений города не оборудованы пандусами и другими приспособлениями для инвалидов-колясочников. Хотя по закону все должно быть как раз наоборот. Члены совета обследовали более трех тысяч объектов в южной столице. И выяснилось: в 93 процентах случаев человек с ограниченными возможностями не сможет даже попасть в здание. Встал вопрос, как заставить организации исполнять закон?
- С госорганами все понятно, - говорит Сергей Махашев. - В их бюджеты деньги на это заложены, и они потихоньку устанавливают подъемники или пандусы. Но что делать с бизнесменами? Мы выбрали 200 наиболее значимых объектов - крупные медицинские центры, гостиницы, кафе, банки. Написали письма, в которых просили их хозяев продумать, как можно обеспечить доступ инвалидам, и в течение месяца ответить координационному совету. Большинство вообще нас проигнорировали. А те, кто ответил, заявили: к нам инвалиды не ходят, поэтому и делать ничего не будем. С 2010 года мы от имени координационного совета и общества инвалидов войны в Афганистане, а также отдельных людей с ограниченными возможностями судимся с этими бизнес-структурами. В прошлом году подали 20 исков, в этом - 7. Каждый инвалид, подающий в суд, требует выплатить ему символический 1 тенге в качестве компенсации за моральный вред, а мы как общественная организация - исполнения законодательства. Но мы столкнулись с отчаянным сопротивлением. Какие только причины ни ищут, чтобы этого не делать! С особой агрессией мы столкнулись в университетах. Их представители говорят: у нас инвалиды не учатся. Мы возражаем: мол, инвалид к вам даже попасть не может, чтобы узнать, какие у вас условия! А в ответ слышим: пусть, дескать, позовет. Но как? Человек что, должен подъехать ко входу, стоять на улице и орать: “Выйдите, пожалуйста!”? Или взять сети магазинов. Владелец одной из них заявил: у меня в магазине вещи, цена которых начинается от 1000 долларов, так что нечего инвалиду здесь делать.

Но почему он решил, что все инвалиды - нищие?! - И вы рассчитываете на выигрыш таких дел в суде?
- Конечно. В большинстве случаев мы дела выигрываем или заключаем мировое соглашение. Но есть случаи, когда судья отказывает нам в иске на том основании, что инвалидам в этом учреждении делать нечего. Вот, к примеру, мы судились с одним бизнес-центром. Во время выездного судебного заседания решили посмотреть, как инвалид должен заезжать туда. Садится в коляс­ку здоровый человек и пытается по их пандусу заехать. Даже судья стал помогать! Не получилось! Но нам все равно отказали в иске на том основании, что бизнес-центр не является “вынужденным местом посещения инвалида”. То есть инвалид не доказал, что ему нужно попасть в этот бизнес-центр. Но почему он должен что-то доказывать, если закон распространяется на всех? К тому же инвалиды - это только одна часть населения, которой нужны эти устройства.

В законе речь идет о маломобильных группах населения - это люди преклонного возраста, беременные женщины, мамы с детскими колясками, люди, не имеющие инвалидности, но испытывающие затруднения при передвижении (ногу сломал и т.д.). Еще в суде нам говорят: вы лоббируете собственные интересы, потому что производите подъемники (у нас есть ТОО, которое этим занимается). Но мы ведь не требуем покупать их у нас! Есть сколько угодно специальных устройств российского, италь­янского, германского, китайского производства. Выбирайте любые - и устанавливайте!

Юрист Виктория МАМЕДОВА уверена: инвалиды в Казахстане могли бы жить намного лучше, если бы им повсюду не чинили препятствия.
- Любой человек с ограниченными возможностями имеет право на труд, - говорит она. - Он может работать компьютерщиком, модельером, да тем же самым судьей. Но он должен прежде всего умудриться получить эту работу! То есть у нас идет дискриминация людей по признаку инвалидности. А это нарушение Конституции и прав человека.

Мадина АИМБЕТОВА, aimbetova@time.kz, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ
и Владимира ТРЕТЬЯКОВА,  Алматы

Поделиться
Класснуть