В беде не оставят
“Нур Отан” встал на защиту казахстанских рабочих в конфликте с иностранными работодателями. Чтобы разобраться в сути спора, специально из Астаны в Шымкент прибыла группа партийцев. Их вмешательства оказалось достаточно, чтобы между противоборствующими сторонами воцарились мир и взаимопонимание.
Еще несколько дней назад запланированные сроки окончания строительства одного из участков трассы Западная Европа - Западный Китай были под угрозой срыва. Около 200 рабочих совместного азербайджано-турецкого предприятия “Азеркерпу-Тепе” 27 июля вышли на митинг в поддержку двух водителей, уволенных накануне администрацией предприятия. Митингующие не только требовали восстановить уволенных, но и настаивали на незамедлительном решении наболевших вопросов - а это низкая зарплата, отсутствие трудовых контрактов, плохое качество еды, сбои в поставке питьевой воды на некоторые объекты. Люди возмущались, что работодатели не обеспечили их спецодеждой. Рабочие отказались заступать на смену до тех пор, пока иностранные боссы не решат поставленные перед ними вопросы. Однако начальство было непреклонно и на большую часть требований ответило отказом.
- Дело в том, что эти два водителя занимались транспортировкой инертного материала и, вместо того чтобы, как другие шоферы, выполнить четыре рейса за смену, сделали три ходки, а четвертую отказались, - рассказал руководитель СП “Азеркерпу-Тепе” Назым ГАДЖИЕВ. - За нарушение трудовой дисциплины мы их уволили. Во время митинга рабочие потребовали их восстановления, но мы посчитали, что это станет дурным примером и повлечет за собой массовое нарушение дисциплины, что в конечном итоге отразится на сроках выполнения работ.
После того как в дело вмешались представители НДП “Нур Отан”, иностранцы сменили гнев на милость и восстановили уволенных водителей. Мгновенно решился вопрос с питанием.
- Мы совместно с “Нур Отаном” настояли на том, чтобы работодатели организовали полноценное и своевременное питание для своих рабочих, - говорит заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК Сатган АБЛАЛИЕВ. - До тех пор пока стационарный пищеблок не будет запущен, людей будут кормить едой, приготовленной в близлежащей чайхане. Для бесперебойного обеспечения водой пробурили 190-метровую скважину. Мы побывали в общежитии, где живут рабочие. Там созданы все условия для нормальной жизни.
Не остались в стороне от производственного конфликта и местные чиновники. После настоятельной рекомендации “Нур Отана” сразу несколько ведомств нагрянули в гости к строителям с проверкой. С подрядчиками и рабочими серьезно поговорили областные руководители.
- Мы поручили инспекции по труду проверить данное предприятие на предмет соблюдения трудового законодательства, - говорит заместитель акима Южно-Казахстанской области Болатбек АЛИЕВ. - Эксперты должны дать оценку действиям руководства компании и ее работников. Что же касается разговоров о низкой заработной плате, то средняя зарплата на юге составляет 59 тысяч тенге, а эта строительная компания платит водителям 90 тысяч. Это даже выше, чем среднереспубликанская заработная плата.
Между тем только за два дня работы экспертной комиссии на предприятии был выявлен ряд нарушений. К примеру, лишь у 40% работников компании на руках были трудовые договоры. Правда, руководители фирмы говорят, что ими двигали лишь благие побуждения.
- Мы намеревались поднять зарплату, и в трудовых договорах потребовалась корректировка, - объясняет Назым Гаджиев. - Только поэтому договоры не были выданы. Сейчас все изменения внесены, и договоры розданы людям.
Стремление к лучшему подвело иностранных бизнесменов и в вопросе обеспечения рабочих спецодеждой. По их версии, два месяца людям не выдавали униформу лишь потому, что каждую робу они намеревались пошить с учетом индивидуальных параметров сотрудников. Однако партийцы остановили дизайнерские метания дорожников и за два дня рабочих одели в стандартные добротные куртки и комбинезоны.
Благодаря партийному вмешательству, ситуация на стройке века выровнялась, и сегодня коллектив предприятия трудится в обычном режиме. Между тем проверка работы компании идет полным ходом, и, по заверениям партийцев, контроль за главной стройкой десятилетия не ослабеет ни на минуту.
- Партия “Нур Отан” с самого начала отслеживает ход строительства автодороги Западная Европа - Западный Китай. И сегодня здесь, в Южном Казахстане, мы видим, что заказчиком, комитетом автомобильных дорог, упущен контроль за реализацией этого важного проекта, при котором подрядчик нарушает нормы трудового законодательства. Мы указали на недостатки. И если они не будут устранены в ближайшее время, мы будем инициировать рассмотрение вопроса о партийной ответственности руководства комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций. Позиция “Нур Отана” в этом вопросе жесткая и однозначная - права казахстанских рабочих должны строго соблюдаться в соответствии с трудовым законодательством Казахстана, - отметил председатель комиссии партийного контроля НДП “Нур Отан” Буран РАХИМБЕКОВ.
Такая быстрая и эффективная реакция партии “Нур Отан” на создавшуюся проблему, по словам партийцев, вызвала не только положительную реакцию со стороны рабочих, но и желание вступить в ряды “Нур Отана” и создать первичную партийную организацию.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

