6013

Утопленные обещания

Дожить бы до светлых времен, а там - хоть потоп! Эту расхожую фразу в Западно-Казахстанской области повторяют с горькой усмешкой. После весенних паводков пострадавшие до сих пор не могут получить обещанные компенсации, а проектные организации - расчет за свою работу.

Руководитель проектной компании ТОО “Star Dream” Дина ГАЙСИНА рассказывает, что сотрудников ее организации привлекли к работам по оценке нанесенного стихией ущерба. Организация базируется в Атырау, но в Уральск ее сотрудники прибыли достаточно оперативно. В первые дни городской акимат не оформил с ними никаких контрактных отношений. Люди не стали настаивать - было не до того. В водном плену оказалась большая часть Западно-Казахстанской области. Стихия нанесла значительный ущерб Уральску, пригородам и прилегающим районам. За последние 70 лет это было самое трагичное наводнение в этом регионе. По официальным сводкам, было затоплено около двух тысяч домов в 22 населенных пунктах. Четыре района области до сих пор не могут справиться с последствиями паводков.


- Тяжело было не столько физически, сколько морально. Люди потеряли все нажитое, - рассказывает Дина Гайсина. - Они плакали. Нам было сложно работать, каждый день мы ходили по домам и составляли сметы нанесенного ущерба, каждый день отчитывались на планерке у руководства города. Сначала там работало всего пять проектных организаций. Потом их стало, думаю, не меньше 30. Некоторые подрядчики проводили экспертизу 100-150 домов в день. У меня в группах работали по 3-4 человека. В итоге, когда мы всё сделали, про нас попросту забыли.
По словам Гайсиной, они инспектировали четыре поселка - Деркул, Чаган, Жулдыз и Ак-Жемис. Всего от Star Dream было задействовано около сорока человек. Им всем пришлось обивать пороги чиновничьих кабинетов, требуя выплатить честно заработанные деньги.

Но самое интересное: по словам Гайсиной, деньги не заплатили не только подрядчикам, но и жителям, которым был нанесен материальный ущерб. В первую очередь помощь оказывали тем, кто совсем лишился крова, остальные по сей день стоят в длинной очереди пострадавших.
63-летняя Валентина Васильевна КУЗЬМИНА последние 30 лет проживает в поселке Деркул. В этом году весна на ее Заречную улицу не пришла, а буквально ворвалась  бурными потоками воды. Пенсионерка обитает в многоквартирном двухэтажном доме, который и до стихии был не в лучшем состоянии.
- Я вот денег заняла, - рассказывает Валентина Васильевна, - двери хотя бы поставить. А то ж у нас вода по окна была - два месяца потом сушили вещи! Крыльцо покосилось - дощечки кинули и ходим тут по ним, как цирковые. Баня, сарайчик - все рухнуло... А нам не то что новый дом - ремонт даже не помогают делать! Ходят эти комиссии, ходят... Я уже запуталась - кто откуда. Только обе­щают. Вчера в банке была - на счету ничего нет. А обещали же. Куда мне с моей пенсией в 24 тысячи квартиру-то отремонтировать.Как нам рассказали соседи Кузьминой, женщина живет одна, надеяться, кроме себя, Бога и государства, не на кого. Соседи действительно стали друзьями по несчастью. Вместе даже ходили в партийный филиал НДП “Нур Отан”.- К депутату какому-то ходили с Галей (еще одна пострадавшая от паводков - соседка Кузьминой Галина ТЕКУЧЕВА. - М. А.), - рассказывает Кузьмина. - А толком-то ничего и не знает депутат этот, секретарша его и то сообразительнее будет! Мы ему говорим: в новостях передали, что деньги давать будут пострадавшим. Никто, сказал он, никому ничего не обещал и давать не будет.

Получить информацию от официальных лиц оказалось не так-то просто. В акимате Уральска хранили молчание, игнорировали наши вопросы и в департаменте ЧС, и только после звонка в приемную акима области  Бактыкожи ИЗМУХАМБЕТОВА на связь с редакцией вышел заместитель руководителя аппарата акима ЗКО Калиулла КАРАГОЙШИН. Мы задали ему несколько вопросов. По информации г-на Карагойшина, проектных организаций, составлявших дефектные сметы и проводивших технические работы по проверке состояния построек, было всего десять.
- 21 июля состоялось очередное заседание областной комиссии по финансированию работ, которые необходимо провести после паводка. Там было решено: долг подрядчикам составил 16 миллионов 618 тысяч тенге. Деньги будут перечислены из общественного фона “Ак Жайык”. У нас есть два фонда. Первый - по линии ЧС, туда поступали и спонсорские, и благотворительные средства, и второй - общественный фонд, составленный из таких же поступлений.

- Почему не заключали договоры с компаниями?
- Та обстановка, которая была  в апреле, требовала принятия быстрых чрезвычайных мер, поэтому была устная договоренность, что договоры будут составлены позже, а тогда надо было немедленно приступать к работе по оценке ущерба. Потом мы их документально оформили, заключили договор с городским акиматом, акимат выставил названную сумму фонду. Больше им не заплатят. Пререканий там никаких быть не должно.

- Жители пострадавших микрорайонов жалуются, что им не выплачены компенсации.
- Кому причитается - всем выплачивается. Еще там комиссии работают, чтобы в двустороннем порядке решать все споры. Постепенно на счета людей поступают деньги. На ремонтно-восстановительные работы выделено 855 миллионов тенге на всю область - это благо­творительная помощь, вот оттуда и выискиваем. Государство первым траншем выделило на первые нужды 870 миллионов, потом еще 6 миллиардов тенге. Эти деньги пошли на строительство нового жилья, которое идет опережающими темпами и закончиться должно к началу отопительного сезона. Только в Уральске строится три 90-квартирных дома, два детсада, школа на 1200 мест. В Таскалинском районе восстанавливается 72 жилых дома, люди заедут в них до начала отопительного сезона, на личные счета пострадавших перечисляются средства.

- Есть микрорайоны, которым ничего не выделили?
- Бывают разные ситуации: у человека нет документов, к примеру, нет прописки, значит, у нас нет юридических оснований ему помогать. Если документы утеряны в результате стихии, юристы пытаются помочь, но на это всё нужно время.

Марина АМИРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть